• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 11 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Гаспарян Д. Э. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. № 4. С. 474-492.

Проблема того, как знаки обретают свое значение, является традиционной проблемой философии языка как в аналитической традиции (Куйан, Фреге, Пирс, Витгенштейн), так и в континентальной (Соссюр, Ельмслев, Якобсон, Блумфилд). Ключевой проблемой, объединяющей все эти подходы является вопрос предшествует ли мир предметов означению (схватыванию их в знаках) или сам процесс означения (система знаков) формируют объекты «внешнего мира». На сегодняшний день большинство решений склонно либо указывать на приоритет объектов перед системой знаков, либо системы знаков перед объектами. Однако и та и другая версия не вполне удовлетворительно справляется с решением задачи. С одной стороны, мы считаем что язык и мир являются внешними друг для друга и независимыми друг от друга, но с другой стороны, мы не можем построить модель независимого от мира языка (что язык тогда означает?) и независимого от языка мира (как возможен определенный мир, если никак не означен?). Это ситуация представляет собой проблему. Пролить свет на данную проблему и предложить наиболее когерентное решение может помочь модель Eigenform (собственной формы), которая показывает, как можно преодолеть «дилемму предшествования» (языка миру или мира языку). По аналогии с дилеммой предшествования наблюдения (наблюдателя) миру или наблюдения (наблюдателя) миру модель Eigenform должна показать, что ни означение, ни означаемое не предшествуют друг другу, но взаимобуславливают друг друга. В отличие от сходной модели языка, разработанной Л. Витгештейном, модель Eigenform позволяет оговорить принцип порождения языка миром и мира языка в процессе сложной системы вложенных и\или взаимных интерпретаций. Интерпретатор формирует значение в мире, но и сам, при этом формируется как интерпретация (в частности, самоинтерпретация).

Добавлено: 30 июня 2018
Статья
Гаспарян Д. Э. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. № 3. С. 403-416.

В этой статье показано, что некоторые теории, защищающие нередуцируемый характер перспективы от первого лица, далеко не всегда демонстрируют последовательное отношение к этой перспективе. Подобные теории автор связывает с так называемым умеренным натурализмом. В статье показана разница между умеренным и радикальным натурализмом. Радикальный натурализм полностью отказывается от идеи субъективности как ненаблюдаемой с точки зрения третьего лица. Умеренный натурализм же, напротив, защищает несводимость субъективности и считает субъективность частью природы. В качестве примера умеренного натурализма в статье рассматриваются подходы Линна Бейкера и Томаса Метцингера. Используя их подходы к перспективе от первого лица в качестве примера, показано, что при определенных стратегиях работы, ориентированных на перспективу от первого лица, возможно появление так называемой «ошибки описания», под которой понимается ошибка описания субъективности, когда она находится в мире, как часть природы, по законам которой она существует. Логика этой ошибки описана в одном из утверждений Людвига Витгенштейна о неправильном расположении глаза в перспективе самого взгляда. Если перспектива от первого лица вводится в качестве точки зрения (или точки наблюдения), то ее последующий сдвиг в область результатов наблюдения приводит к ошибке описания. Если же никакого наблюдения нет, как нет и самой точки зрения, то мы лишаемся самой идеи перспективы от первого лица и фактически занимаем позицию радикального натурализма.

Добавлено: 5 декабря 2019
Статья
Obolevitch T. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and conflict studies. 2020. Vol. 36. No. 3. P. 460-472.

The article examines the role and place of faith in the concept of Vladimir Solovyov who is considered to be the creator of the first Russian philosophical system. The purpose of the article is to determine the epistemological and methodological significance of faith in Solovyov’s understanding as a special factor of cognition. In order to study this problem, a synthetic method of reconstruction of the thought of Solovyov as well as a method of philosophical analysis was used. First, Solovyov’s project of integral knowledge or free theosophy is presented, i. e. synthesis of philosophy, theology, and science. The suppositions of this concept are revealed and its polemical context is indicated, namely, Solovyov’s attempt to overcome the abstract or one-sided principles: reason, empirical experience, and faith in order to create an integral system that should unite all types of knowledge. In addition, philosophy as such corresponds to reason, science to experience, and theology to faith. The second part of the article is devoted to the epistemological aspects of faith in the concept of integral knowledge. It lies in the fact that each act of cognition begins with the assertion of the objective existence of its object, which Solovyov describes as faith in a broad sense of the word. Thus, faith has a universal significance as a necessary condition for the cognitive process. The third part of the article discusses the methodological aspect of faith as a key link in the system of integral knowledge. As a result, faith has a dominant role not only in theology, but in all spheres of knowledge, including philosophy and science. Thus, it is possible to conclude that there is no conflict between faith and reason; on the contrary, they complement each other. Solovyov’s position is still relevant nowadays.

Добавлено: 24 ноября 2020
Статья
Терюкова Е. А., Алферова Н. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. № 3. С. 528-540.

Работа вводит в научный оборот документальные архивные материалы крупного отечественного кавказоведа середины ХХ века Е.М. Шиллинга, и вещевые коллекции из собрания ГМИР. Это позволяет расширить представление об архивных и иллюстрационных материалах из фондов Е.М. Шиллинга собрания МАЭ, исследованных в 2006-2015 гг.  Статья позволяют более точно реконструировать экспедиционную и научную работу Е.М. Шиллинга, историю организации анти-религиозных музеев в СССР, и в частности, историю организации Центрального Анти-религиозного музея.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Щедрина И. О., Пружинин Б. И. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. № 1. С. 83-91.

Тема историчности познания появляется и начинает привлекать к себе все больше внимания в философско-методологических концепциях примерно с XVII столетия. Историзация методологического сознания ученого (как в области естествознания, так и в области гуманитарных исследований) становится сегодня важнейшим фактором конкретной научной работы. Вместе с тем осознание ученым исторического измерения познания и, соответственно, историзация методологической рефлексии содержат в себе возможность философских выводов, способных деформировать науку. В частности, ссылки на историю зачастую служат основанием для радикального методологического релятивизма. Авторы полагают, что возникающая в данном контексте эпистемологическая проблематика обращает к теме историчности самосознания исследователя, к феномену осознания им себя самого как исторического человека и выдвигает в центр внимания когнитивные аспекты такого осознания. При этом в поле философско-методологического исследования попадают размышления ученого, выраженные в некотором повествовании (нарративе) об истории формирования его самосознания и мотивации. В статье демонстрируется эпистемологическая перспективность анализа такого рода размышлений (автобиографического нарратива ученого). Авторы, апеллируя к текстам историков-исследователей, стремятся показать, как через призму нарратива можно выявить особенности историзма в рефлексии и самосознании ученых и, в частности, аналитически оценить когнитивные риски, порождаемые той или иной направленностью их самосознания. В первую очередь это оценка когнитивных характеристик самообмана. Кроме того, в статье обосновывается мысль о том, что трактовка философско-методологической саморефлексии как нарратива открывает возможность для эффективного применения культурно-исторической эпистемологии.

Добавлено: 28 октября 2020
Статья
Алферова Н. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2015. № 4. С. 142-151.

Статья посвящена изучению разных аспектов эволюции культовой исламской архитектуры в Европе в XX-XXI вв.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Левин С. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2014. № 1. С. 27-36.

В статье обсуждаются причины возникновения и сохранения морального абсолютизма как влиятельной этической и метаэтической теории. Утверждается, что упрощение моральной проблематики тесно связано с её индивидуалисткой интерпретацией, означающей, что этический выбор субъекта не может быть проанализирован в отрыве от социального и естественноисторического контекста. В качестве способа преодоления абсолютизма предлагается концепция локальных моральных систем, заключающаяся в том, что не существует морали как единой сущности, есть лишь поток параллельных и не всегда коррелирующих между собой процессов, направленных на формирование разноуровневых социобиологических регулятивов поведения членов некоторой группы индивидуумов относительно существенных интересов друг друга и тех, чьё благополучие зависит от их деятельности.

Добавлено: 24 октября 2014
Статья
Щедрина И. О. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. № 3. С. 564-571.

Интеллектуальное наследие мыслителей русского зарубежья сегодня все более привлекает внимание исследователей русской философии первой половины XX в. Хотя иногда можно услышать, что речь идет о философах как бы «второго плана», поскольку мыслители уровня Бердяева, Шестова, Степуна уже достаточно полно и всесторонне представлены в соответствующей литературе. Автор статьи полагает, что недостаточно ограничиваться только историко-философским академическим интересом при обращении к творчеству философов этой эпохи. С большим вниманием, широтой — а подчас и заново — к идеям мыслителей русского зарубежья нас заставляет обратиться изменяющаяся социально-духовная ситуация современности. Процессы глобализации, контакты культур и цивилизаций делают их наследие чрезвычайно актуальным сегодня. Яркий пример тому — научное творчество П. М. Бицилли. Автор опирается на ряд работ историка и философа, и в частности на его статью «Нация и язык». Кроме того, в предлагаемой статье раскрывается еще один специфический ракурс методологической стратегии Бицилли — интердисциплинарный характер его исследований: проводится мысль о том, что именно широта интеллектуального кругозора, а также глубокие познания в области философии, истории и лингвистики выделяют фигуру ученого. Его работы обретают особую семантическую полноту в настоящее время, когда темы нации, языка, культуры, а также их соотношение получают новые ракурсы в социо-культурной динамике. Автор статьи предполагает, что герменевтический и нарративный подходы позволяют им обрести специфические черты в философских трактовках П.М. Бицилли.

Добавлено: 28 октября 2020
Статья
Рязанова С. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2015. № 3. С. 126-132.

Исследование посвящено особенностям развития православия в провинции, сложившим-ся в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Ставятся два основных вопроса: 1) можно ли говорить о православном ренессансе в провинции начиная с 1990 г.? 2) существу-ют ли устойчиво воспроизводимые в историческом процессе специфические черты местного православия? При анализе православной общины и  клира Пермского края учитывался ряд факторов: периферийное положение и полиэтничный характер региона, влияние атеистиче-ской пропаганды и светской системы образования, наличие других традиционных и новых ре-лигий. Рассматриваются два полюса православной жизни — паства и клир. Представление об особенностях православной общины формируется на основе архивных данных, мониторинга храмовых служб в течение 2014 г., результатов анкетирования и работы двух фокус-групп. Православное священство Пермского края характеризуется при помощи архивных данных, контент-анализа региональной прессы и местных православных сайтов, результатов серии интервью.

Добавлено: 4 февраля 2016
Статья
Щедрина И. О. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2021. Т. 37. № 3. С. 544-553.

Нарратив и как феномен, и как подход, и как практика конституируется в философской методологии и гуманитарной науке благодаря неклассическим философским проектам XX в. Фактически, именно фундаментальная теоретико-методологическая проблематика, в которой слово рассматривается как источник познания (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Рикер, Г. Шпет), становится стержневой для дальнейшего осмысления истории, культуры и науки сквозь призму нарратива. В настоящее время к нарративной проблематике обращается все большее число представителей различных научных дисциплин (методологов науки, психологов, филологов, социологов, юристов, историков, культурологов), осмысливающих влияние культурных факторов на мотивацию ученого, на способы функционирования и трансляции знания в обществе, а также на формирование и сохранение экологии культуры как исключительного феномена, что подчеркивает актуальность и многоплановость нарративного подхода в условиях современности. В данном контексте специфический ракурс приобретают философско-методологические разработки В. С. Стёпина, в частности сформулированные им идеи «человекоразмерности» и «человекоразмерной системы» («человекоразмерных комплексов»). В статье проводится мысль о том, что обращение к нарративной тематике в социокультурном и экологическом контексте позволяет зафиксировать роль и место человека в человекоразмерных системах, а также уточнить границы этих систем. Речь идет именно об экологической культуре техногенной цивилизации: цивилизация невозможна без культуры, без ценностной, эстетической, гуманитарной составляющей. Нарратив оказывается включенным в исследование человекоразмерной системы, поскольку сам человек погружен в культурную ситуацию повествования.

Добавлено: 27 октября 2021
Статья
Золотухин В. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2016. № 3. С. 28-38.

Статья посвящена вопросу глубинного концептуального родства метафизических систем Ф. Шеллинга и Э. фон Гартмана. Сопоставив их учения о самоосознании бессознательного абсолютного в человеке, о волящем и логическом начале в абсолютном, а также некоторые другие идеи, автор показывает, что ряд важных понятий и положений гартмановской философии бессознательного коренится в позднем философском творчестве Ф. Шеллинга. Это дает основание считать ее особой модификацией неошеллингианства и вписать философию Э. фон Гартмана в широкий круг систем, близкородственных немецкому спекулятивному идеализму

Добавлено: 2 октября 2018