• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах

Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 106-115.

Цель настоящей работы — изучение практики использования систем оценивания преподавателей студентами в России. Интерес к этой тематике обусловлен следующими соображениями. Во-первых, у российских высших учебных заведений сегодня тоже появляется потребность в развитии инструментов контроля качества образования. Усиление конкуренции между вузами заставляет их уделять значительное внимание качеству предоставляемых образовательных и других услуг (например, довузовской подготовки, программ повышения квалификации и др.) и активно заниматься маркетингом . Профессорско-преподавательский состав является основным университетским «активом», поэтому изучение систем оценивания и стимулирования качества преподавательской деятельности имеет определенную практическую ценность. Во-вторых, сегодня назрела потребность в модернизации системы государственного контроля качества услуг высшего образования. Существующая система показателей, характеризующих услуги высшего образования и деятельность преподавателей, унаследована от советской плановой системы. Основное внимание в ней уделяется обеспеченности образовательного сектора факторами производства: числом компьютеров на одного студента, размерами библиотечного фонда, площадью помещений, соотношением числа преподавателей и студентов, долей кандидатов и докторов наук в профессорско-преподавательском составе и др. Подобная система не может создать стимулов для повышения качества образовательных услуг, поскольку в нее соответствующие принципы попросту не заложены . В этой связи возникает потребность в модернизации системы оценивания вузовских услуг. Необходимо введение таких инструментов, которые наряду с обеспеченностью вуза ресурсами измеряли бы результаты его деятельности. Системы оценивания преподавателей студентами могут рассматриваться в качестве одного из важнейших инструментов такого измерения.