• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Здесь как музей»: торговый центр как общественное пространство

Желнина А. А.

Одним из ярких явлений 2000-х годов в Санкт-Петербурге, как и во многих российских городах, стало появление торговых центров. В существующей литературе торговые центры описываются как символ новой культуры потребления в трансформирующихся постсоциалистических обществах; в данной статье этот новый пространственный формат исследуется как публичное пространство, арена для процессов социального расслоения, проведения границ и оформления новых идентичностей. На основании качественного социологического исследования, проведенного в 2006-2008 годах в Санкт-Петербурге, делается вывод, что торговые центры, воспринимаемые как образец «европейского» и «цивилизованного» стиля жизни, становятся ограниченным, квазипубличным пространством для «среднего класса», из которого вытесняются представители маргинализируемых социальных групп и «нежелательные» образцы поведения. При этом даже относительно гомогенная среда торговых центров сегментируется: посетители вырабатывают внутреннюю социальную классификацию.