• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Антропология природы: Гегель и антропологическое основание натурфилософии

Философские науки. 2012. № 3. С. 67-76.

Задача этой статьи – отталкиваясь от гегелевской антропологии, по-новому взглянуть на его философию природы и показать, что она имеет важнейшее антропологическое основание. Такого рода антропологический анализ позволит поставить под вопрос одну из основных линий критики гегелевской натурфилософии, традиционно утверждающую, что Гегель обесценивает природу, принимая тем самым и поощряя безграничную эксплуатацию природы человеком. Мы убедимся, что для Гегеля природный мир онтологически укоренен в душе человека и что «эксплуатация» природы даже теоретически не может выходить за пределы, совпадающие с пределами гегелевской антропологии и заданные общей логикой движения субъективного духа. Но и более того, мы увидим, что ни о каком отношении эксплуататор-эксплуатируемый у Гегеля здесь вообще не может идти речь. Напротив, предлагаемый антропологический разбор даст возможность реконструировать гегелевскую критику такого отношения к природе.