Статья
Неформальная занятость в России: проблемы появления и изучения
Работа рассматривает сектор неформальной занятости России. Особое внимание уделяется подходам к определению неформальной занятости, характеристикам данного вида занятости и мотивам ее выбора.
Целью исследования является изучение развития рынка удаленной работы в России в период с 2009 по 2014 г., в частности, изучение его субъектов — самозанятых профессионалов (фрилансеров) как новой категории работников. Проведен обзор зарубежных исследований, посвященных самозанятым профессионалам (фрилансерам) и рынкам удаленной работы. Проанализирована инфраструктура русскоязычного рынка удаленной работы, представленной специализированными сайтами — биржами удаленной работы. Выявлены основные характеристики самозанятых профессионалов (фрилансеров) и их динамика: социально-демографический и профессиональный состав; трудовые траектории; трудовые ценности и мотивация; рабочее время; уровень доходов; проблемы в отношениях с заказчиками; социальное самочувствие. Основной эмпирической базой исследования является «Перепись фрилансеров» — мониторинговый онлайн-опрос, организованный и проведенный в 2009, 2011 и 2014 гг. на крупнейшем русскоязычном портале для самозанятых профессионалов — бирже удаленной работы FL.ru. В каждой из волн опроса приняло участие более 10 тыс. человек. Настоящая монография представляет собой результат коллективного исследовательского проекта ТЗ-156 «Мониторинг рынка удаленной работы — масштабный количественный онлайн-опрос независимых профессионалов (фрилансеров) и заказчиков их услуг», который реализовала Лаборатория экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2014 г.
В настоящем сборнике представлены результаты исследовательского проекта «Социальные связи, репутация и доверие на электронных рынках услуг» (№ 10-04-0015), выполненного при финансовой поддержке Научного Фонда НИУ-ВШЭ в 2010-2011 гг. Это проект является частью долгосрочной исследовательской программы под руководством Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука, связанной с изучением самостоятельной занятости в условиях информационной экономики.
В целом материалы сборника эмпирически ориентированы и раскрывают различные аспекты функционирования русскоязычного рынка удаленной работы, которые проблематизируются с точки зрения сетевого и институционального подходов.
Отдельные статьи в сборнике логично связаны друг с другом и последовательно раскрывают различные аспекты исследуемой проблематики. В первой статье вводятся основные понятия, дается общая характеристика рынку удаленной работы и его участникам. Далее последовательно анализируются взаимоотношения между фрилансерами и заказчиками на различных этапах делового цикла: от поиска контрагентов, через процедуры взаимного отбора, до закрепления договоренностей и разрешения возникающих противоречий. При этом особое внимание уделяется роли формальных и неформальных институтов, а также социальных сетей, структурирующих отношения между участниками рынка.
Представленные статьи написаны специально для сборника и ранее нигде не публиковались. Они могут быть интересны не только исследователям, но и участникам рынка удаленной работы: фрилансерам, заказчикам, а также менеджменту бирж удаленной работы.
В работе выполнен эмпирический анализ связи удовлетворенности жизнью с выбором незарегистрированной занятости. Эндогенность статуса занятости и дохода описывается системой одновременных уравнений с функцией правдоподобия, учитывающей панельный характер данных и предполагающей нормальный закон распределения ненаблюдаемых индивидуальных эффектов. Оценки параметров системы выполнены на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE). В результате для мужчин выявлена статистически значимая положительная связь удовлетворенности жизнью с выбором незарегистрированной занятости при условии, что ряд характеристик респондента, в том числе доход, остаются фиксированными. Для женщин такая положительная зависимость наблюдается лишь в предположении роста доходов с выбором незарегистрированной занятости.
Статья написана на основе общероссийских опросов, проводимых фондом "Общественное мнение". Используются данные трёх опросов ФОМа на тему “серых зарплат” – в 2001, 2005 и 2008 годах. В статье рассматриваются следующие вопросы. Насколько широко распространена практика неформальной оплаты труда в России? Почему работники заключают неформальные трудовые соглашения? Устраивают ли их подобные “теневые” отношения? И все ли наемные работники, получающие “серую” зарплату, находятся в одинаковом положении?
Данная работа посвящена поиску ответов на две группы вопросов, связанных с неформальностью
на рынке труда. Во-первых, это анализ структуры и детерминантов неформальной занятости. Во-вторых, это
анализ механизмов вознаграждения неформальных работников.
Как показывают оценки, неформальная занятость охватывает значительную часть рабочей силы и в
этом смысле уже стала «нормальной». Величина потерь в заработках составляет около 15–20% относительно
месячных заработков формальных работников, что также можно считать «нормальным», поскольку именно
такой эффект фиксируется большинством исследований по другим странам. Внутренняя неоднородность
неформального сектора, наличие в нем самом двухъярусной структуры – еще один факт, который выглядит
(в свете межстрановых сопоставлений) вполне «нормальным». Наконец, «нормальным» (то есть типичным для
исследований на данную тему) является и то, что «штраф» за неформальность сокращается при движении вдоль
распределения по заработной плате, а также то, что он формируется в основном за счет различий в механизмах
зарплатообразования в разных сегментах рынка труда.
В более общем смысле наличие на российском рынке труда массивного анклава неформальных рабо-
чих мест со своими специфическими механизмами установления заработной платы можно рассматривать как
«провал» существующей институциональной системы и, конечно же, никак нельзя признать «нормальным».
В работе рассмотрен вопрос мотивации выбора неформальной занятости. Для сравнения положения индивидов в различных секторах использованы субъективные самооценки удовлетворенности работой. В результате получено, что, в общем случае, неформальная занятность связана с меньшим уровнем удовлетворенности работой по сравнению с формальной. Однако на группе индивидов с низкой заработной платой добровольная неформальная занятость является приоритетом по сравнению с официальным оформлением на работе.
Основная цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать динамику и развитие неформальной занятости на российском рынке труда и попытаться объяснить ее постоянный рост, даже в период экономического роста страны. Анализ производится с помощью критического обзора имеющихся как западных так и российских работ по данной тематике. Главный вывод состоит в том, что постоянство неформальной занятости объясняется доминантной стратегией россиян на совмещение формальной и неформальной занятости и устойчивым интересом к этой форме занятости как со стороны работодателей, так и со стороны работников.
Рассмотрены особенности неформального (неоформленного) найма российских и иностранных работников, сделан вывод о формировании специфического сегмента российского рынка труда, предъявляющего спрос на бесконтрактный труд.
Связь между неформальным статусом занятости и удовлетворенностью работой исследована в работе. Доля неформальной занятости значительна в России, что делает актуальным исследование механизмов функционирования неформального сектора рынка труда. Модели упорядоченного выбора с учетом самоотбора наблюдений были оценены с использование данных RLMS-HSE. Основным результатом работы является то, что субъективное благополучие определяет не сам по себе статус занятости, важными являются условия выбора статуса занятости. Индивиды, выбравшие самостоятельно неформальный сектор, могут рассматривать свой статус аналогичным зарегистрированной занятости. Таким образом, они не имеют стимулов для формализации своего статуса занятости.
В книге отображены результаты исследований особенностей неформальной занятости в ряде стран СНГ и предложены рекомендации в отношении мер, содействующих переходу от неформальной занятости к формальной.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.