• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трофейное кино в СССР в 1940-1950-е гг.: к истории формирования феномена

Культура и искусство. 2017. № 12. С. 85-91.

Предметом настоящего исследования являются иностранные фильмы, захваченные советскими властями в 1945 году в Рейхсфильмархиве и выпущенные в СССР в качестве трофейных с 1946-го по 1956 год. С юридической точки зрения трофейный статус этих картин крайне сомнителен, однако данное исследование сфокусировано на «трофейном кино» как отдельном культурном явлении позднего сталинизма. Поэтому в его поле попадают все иностранные фильмы, которые советской властью или зрителем были маркированы как трофейные. Путем анализа правительственных документов как СССР, так и Российской Федерации (архивных и опубликованных), а также эго-документов (письма, дневники, мемуары) и некоторых художественных произведений, настоящая работа направлена на то, чтобы изучить как трофейное кино из незначительного эпизода послевоенной советской истории превратилось в отдельный культурный феномен. Новизна данной работы заключается в том, что она поднимает пласт неисследованных ранее текстов, отражающих сферу восприятия трофейного кино, что позволяет сделать абсолютно новые выводы. Проведенное исследование показало, что не смотря на то, что в публичное пространство понятие «трофейный фильм» был введен только с 1950 года, когда прокат этих фильмов пошел на спад, само явление «трофейное кино» формируется и разрастается до размеров культурного феномена уже в ретроспективной рецепции. В ретроспекции происходит как искажение, и даже расширение, хронологических рамок, так и масштаба самого явления.