Статья
Цифровые методы сохранения народных традиций: электронный фольклорный архив НИУ ВШЭ
Цифровые методы всё шире используются в гуманитарных науках и оправдывают свою растущую популярность. Если раньше на поиск информации среди архивных карточек уходило огромное количество времени и сил, то сейчас, благодаря цифровизации, задачи исследователей облегчены, что позволяет больше сосредоточиться на работе с материалом. В статье описывается, как сотрудники научно-учебной лаборатории теоретической и полевой фольклористики систематизируют и хранят полевые материалы из экспедиций, благодаря электронному фольклорному архиву.
Language resources are increasingly used not only in Language Technology (LT), but also in other subject fields, such as the digital humanities (DH) and in the field of education. Applying LT tools and data for such fields implies new perspectives on these resources regarding domain adaptation, interoperability, technical requirements, documentation, and usability of user interfaces. This workshop will focus on the use of LT tools and data in DH, the discussion will focus on example applications and the type and range of research questions where LT tools can be beneficial.
LT applications are often trained and adjusted to individual text types or corpora published in specific formats. Using the tools in other contexts results in a difference in the data that is to be processed, e.g. historical data or different ‘genres’. Though it may seem obvious that the quality of the results may not be as high, the results may still be valuable, for example because of the sheer size of data that can be investigated rather than by manual analysis. Hence tools and resources need to be adaptable to different text types. Applying tools for data from non-LT areas such as the humanities also increases the demands on acceptable data formats, as the data to be processed may contain additional annotations or a variety of annotations. Additionally, in some cases new data conversion needs appear and the tools need to be robust enough to handle also erroneous data, giving meaningful status messages to a non-LT user. It is often also required that tools are adapted to the text types that they are intended to be used for. For example, data mining tools trained for one type of texts need to be adapted for another type.
LT tools often need to be combined in processing chains and workflows whose exact order and configuration depends on the particular LT application. The same is true for DH workflows. However, since the DH applications often significantly differ from those in LT, new configurations of tools need to be entertained and additional requirements for the interoperability of tools may arise. This is particularly the case for interfacing annotation and querying tools as well as the incorporation of data exploration and data visualization techniques.
The technical requirements of some LT tools and the considerable learning curve for its use poses another obstacle for non-expert users in the DH. This means, inter alia, that downloads of tools and complex local installations should be avoided and tools should be made available as web-applications whenever possible. Moreover, usability studies of LT tools for DH applications may give important feedback for the adaptation of user interaction, adaptation of algorithms, and the need for additional functionality. This workshop invites submissions in each of these areas of LT focusing on research questions in the DH community.
Дается обзор проектов, представленных на российско-французском семинаре «TXM и корпусы русских текстов», прошедшем в Лионе в июне 2015 г. Обсуждаются теоретические и прикладные проблемы создания информационных ресурсов в области истории, политологии и лингвистики на основе российских и французских исторических источников. Описаны возможности платформы TXM (TeXtoMetrie) для исследований в области цифровой гуманитаристики (digital humanities), среди которых инструменты анализа текстов, построение конкордансов, поиск мотивов, частотные словари, различные статистические функции, классификации, анализ совместной встречаемости
Статья включена в тематический блок "Книга как событие", приуроченный к выходу русского перевода "Дальнего чтения" Франко Моретти. В развернутом эпистемологическом комментарии автор затрагивает три сюжета из репертуара «Дальнего чтения», каждый из которых позволяет помыслить цифровой сдвиг в гуманитарных исследованиях без жесткой редукции к количественным штудиям: а) проблемы масштаба и масштабирования, б) тактики использования теории для работы с укрупненными данными / коллекциями и, наконец, в) аналитику паттернов в условиях новой видимости знания.
В статье описывается корпус драматических текстов RusDraCor, предназначенный для количественных и структурных исследований русской драмы. Корпус (rus.dracor.org) содержит пьесы с середины XVIII по первую половину XX века, снабженные машиночитаемой разметкой. Разметка осуществляется в соответствии с международным стандартом TEI, широко используемым при разметке корпусов для задач гуманитарных наук. В статье описывается содержимое корпуса, слои разметки и текущая работа по его пополнению. Кроме того, мы приводим несколько реализованных нами исследовательских сценариев с использованием возможностей корпуса. Каждое мини-исследование демонстрирует, каким образом созданная разметка позволяет отвечать на вопросы о структурных особенностях и ходе эволюции русской драмы.
В последней книге Франко Моретти собраны работы авто- ра за последние 20 лет (1994–2011). Объединяя под одной обложкой исследования разных текстов (пьесы Шекспи- ра, европейский роман XVIII–XIX вв., викторианская детек- тивная новелла и голливудские фильмы), книга является по сути сводным манифестом ученого. Моретти предлагает новый принцип изучения литературы — «дальнее чтение», противопоставленный привычному «медленному чтению» (“close reading”), и использует его для работы с большими корпусами текстов, обычно остающихся за пределами вни- мания (и возможностей) исследований, применяющих бо- лее традиционную оптику. Моретти предлагает «читать» большие массивы текстов, объединяя несколько подходов к культурной продукции: количественные методы, эволю- ционный подход к литературным формам, и миросистем- ный анализ, позволяющий проследить экспорт культурных открытий в мировом пространстве.
Книга заинтересует широкие круги гуманитариев — Мо- ретти является центральной фигурой в активно развиваю- щихся цифровых гуманитарных науках (digital humanities), которые меняют взгляд на изучение целых пластов куль- турной продукции. Комплексная методология автора включает в круг читателей как историков, так и социологов; культурологов и искусствоведов.
В сборнике представлены тезисы докладов конференции, посвященной использованию информационных технологий в гуманитарных исследованиях. Обсуждаются возможные пути развития цифровых гуманитарных наук (Digital Humanities) – одного из ключевых инновационных междисциплинарных направлений, которое объединяет методики и практики гуманитарных и вычислительных наук и характеризуется применением компьютерных методов в гуманитарных и социокультурных исследованиях.
Статья написана по итогам XVIII Фулбрайтовской летней школы, посвященной обсуждению разрушения литературного канона и новым перспективам и методам литературной теории
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.