Статья
Multiple Categorization and Intergroup Bias: Examining the Generalizability of Three Theories of Intergroup Relations
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Данная книга является исследованием в области политической социологии и международных отношений, которое изучает эволюцию политики идентичности в России и Германии, восприятие ими друг друга и образа Европы и политическое значение изменений в их идентичности. В книге представлены теоретические подходы к изучению проблем идентичности, исторический и социологический анализ структур идентичности и взаимного восприятия друг друга в России и Германии, а также ряд политических рекомендаций.
Книга представляет собой сборник трудов IV Всемирной конференции «Интеркультурализм. Значение и идентичность», прошедшей в Праге, 8-10.03.2011.
В статье в полемической форме рассматриваются проблемы, отмеченные в статье М.В. Чекмарев и А.С. Чупрова, опубликованной в журнале «Социум и власть». По мнению автора, массовое общество и рыночная экономика породили общество, которое является буквальной реализацией великого проекта гуманизма Просвещения. В итоге в условиях маркетизации произошла трансформация базовых ценностей традиционной культуры. Мир вступил в новую модальность бытия - модальность возможности.
В статье рассматривается центральная проблема персонологии - идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и психологии; психологические данные о «личности» интерпретируются на основании той или иной культурфилософской концепции. «Конфликт интерпретаций» играет существенную роль в персонологии, участвующей в процессах, связанных с возникновением и преодолением культурного кризиса. Формулируются философско-методологические проблемы, определяющие ближайшую перспективу развития персонологии: существуют ли «инварианты Я», сохраняющиеся при всех возможных культурных детерминациях; обладает ли «Я» ригидностью по отношению к культурной детерминации и если да, то какова природа этой ригидности; происходит ли разрушение «Я идентичности» при ослабевании или прекращении культурной детерминации и др.
В статье рассматривается языковая ситуация в московских школах с этнокультурным (национальным) компонентом, которые являются новой формой национальных школ. Материалом исследования послужили интервью, записанные в 2007 году в двух московских школах: с армянским этнокультурным и с азербайджанским этнокультурным компонентами. В выборку вошли 10 человек из каждой школы (5 мальчиков и 5 девочек), т. е. всего 20 респондентов.
В статье подробно описывается процесс языковой интеграции армянских и азербайджанских детей в современное российское общество. Сравнение этих двух групп особенно интересно тем, что советская русификация происходила по-разному в Армении и в Азербайджане, и языковые ситуации в целом различаются в этих двух странах. В статье показано, каким образом данные различия влияют на использование языков армянскими и азербайджанскими детьми.
В главе предлагается анализ последствий присоединения блока стран Центральной и Восточной Европы к ЕС с точки зрения трансформации европейской идентичности.
В статье вводится различие между "онтологически нефрегевскими" логиками и "прагматически нефрегевскими логиками"; на основе этой дистинкции строится более детальная классификация нефрегевских логик. Мы полагаем, что нефрегевские логики следует рассматривать как многоуровневые структуры, где каждый отдельно взятый уровень может варьироваться в широких пределах - от классического, до неклассического. Однако не столько устройство этих уровней самих по себе делает логику фрегевской или нефрегевской, сколько тот способ, которым они связаны между собой в целостную систему. Чем больше уровней в системе, тем больше видов "фрегевости" и "нефрегевости" в ней можно обнаружить.
В статье рассматриваются особенности национальной и конфессиональной самоидентификации русской молодежи как части титульной нации. Этническое и национальное сознание анализируются как значимые составляющие процесса индивидуальной и групповой самоидентификации. Исследование охватывает учащуюся и работающую молодежь, приехавшую и изначально проживающую в городе. Молодежь является объектом, изучение которого позволяет прогнозировать закономерности социального развития в будущем. Рассмотрение проблемы учитывает поликонфессиональный, полиэтнический и пограничный в географическом отнощении характер Урала как региона. Делается акцент на специфике поведения представителей именно титульной нации, как в значительной мере определяющей социальный портрет молодежи. Понятие большого города используется как устойчивое, наделенное рядом характерных черт. Авторы устанавливают причины сниженного интереса к религиозному и этническому отождествлению себя с группой у молодых людей, принадлежащих к разным социальным группам и объединенных проживанием в крупном городе. Определяются условия, необходимые для интенсификации процесса идентификации. Предлагаются средства актуализации процессов формирования идентичности молодежи.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.