• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Принцип федерализма в финансовом праве Российской Федерации: особенности реализации

Исследование посвящено одной из основополагающих правовых категорий – принципу федерализма. Приведено толкование слова «принцип» как основополагающего теоретического знания, так и одной из центральных правовых категорий, показана сущность общеправового принципа федерализма в конституционном праве, а также его значимость для финансово-правовой науки. Значительное внимание уделено такой доктринальной категории, как фискальный федерализм, проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные исследованию понятия и основных признаков фискального федерализма. Анализируются некоторые аспекты истории зарождения и развития фискального федерализма в работах ученых-экономистов, его влияние на федеративное государственное устройство в целом, демонстрируется правовая составляющая этой смежной категории. Предложено авторское определение фискального федерализма, а также выведены его предполагаемые отличительные признаки.

В ходе проведения исследования затрагивается специфика отечественного территориального устройства, приводятся определения двух видов территориального устройства – федерализма и унитаризма, и устанавливается, что в Российской Федерации существует устоявшаяся унитарная модель территориального устройства. Делается вывод о необходимости построения в России федеративной модели государственного устройства. В этой связи, при исследовании фискального федерализма была достаточно подробно проанализирована американская модель построения федерализма и их конструкция фискального федерализма, и отмечено, что опыт США может быть учтен Российской Федерацией при построении отечественной модели федеративного государства. Кроме того, был отмечен, в том числе, ряд существенных недостатков такой модели территориального устройства, одним из примеров которых может выступить разная степень развития штатов (в случае РФ – субъектов). В результате конструирования федерализма и создания децентрализованной модели территориального государственного устройства менее развитые субъекты могут существенно отставать в развитии. Отмечается, что РФ должна найти решение данной проблемы при конструировании отечественной модели децентрализации (фискального федерализма).

В заключении отмечается, что Российской Федерации только предстоит создать свою модель фискального федерализма и сконструировать ее основные черты.