• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Образование и социально-профессиональный статус: сглаживание неравенства среди мужчин и женщин в России

Хавенсон Т. Е., Илиева-Тричкова П.

В условиях изменений в сфере образования и занятости в России на рубеже XX–XXI вв., расширения сервисных секторов и активного участия в высшем образовании механизмы воспроизводства социального неравенства меняются. Согласно теории интерсекциональности, социальные преимущества воспроизводятся на стыке различных социальных категорий – социального класса, гендера и других. В статье проанализированы результаты в образовании и на рынке труда с использованием этой теории. На данных Европейского социального исследования по 3820 респондентам, 1954–1964, 1965–1975 и 1976–1986 годов рождения из раундов 3–6 и 8, были проверены гипотезы о наличии кумулятивного эффекта от гендера и социального происхождения в случае полученного уровня образования (высшее образование) и социально-профессионального статуса на основе регрессионного анализа. Наблюдаются прямые положительные эффекты от гендерной принадлежности, а также кумулятивные от пересечения женского пола и более низкого социального происхождения. Положительный кумулятивный эффект наблюдается вне зависимости от спецификации социального происхождения, однако он значим только в случае спецификации на основе профессии отца. Таким образом, женщины в большей степени выигрывают от изменившихся возможностей в сфере труда и в образовании по сравнению с мужчинами. Однако женщины из менее привилегированных социальных слоев с более низким социальным происхождением могут пополнять ряды работников в менее престижном и оплачиваемом сегменте сферы обслуживания.