• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы

В статье освещается история становления и развития в России рынка политических технологий и профессии политического консультанта, рассматриваемых как особый феномен, оказывающий существенное влияние на политический процесс в стране. Автор выделяет семь этапов становления отечественного политтехнологического рынка, содержательно совпадающих с этапами развития государственности и демократических институтов в современной России: 1) возникновение рынка, “политический энтузиазм” (1985-1993); 2) легитимизация и мифологизация политического консультирования и политических технологий (1994 – первая половина 1996); 3) “золотой век” (вторая половина 1996-1999); 4) стагнация и администрирование рынка (2000-2004); 5) “клиническая смерть” (2005-2007); 6) деградация традиционных технологий и перенесение творческой активности в интернет-пространство (2008-2011); 7) оживление рынка политтехнологий (2012-2017). С параметрами политической системы в стране прямо коррелируют также и избирательные технологии, используемые в разное время в избирательном процессе. Анализируя эпохальные и знаковые избирательные кампании с начала 1990-х годов до 2017 г., автор устанавливает закономерности процесса развития политических технологий в российских реалиях и дает собственную интерпретацию важнейших тенденций организации современного политического процесса. Автор отмечает, что профессия политконсультанта/политтехнолога применяется в России гораздо шире, нежели в странах “развитой демократии”, а ее российские представители, как правило, обладают более высокой квалификацией. По мнению автора, востребованность политтехнологов высокого класса будет лишь возрастать – несмотря на констатируемое некоторыми экспертами “сворачивание демократического проекта”.