• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Цивилизационная модель и особенности идентификации индивидов с макрополитическими сообществами (к проблеме суверенитета)

Статья посвящена анализу четырех оснований идентификации индивидов с макрополитическими сообществами на уровне цивилизаций и проблеме политического суверенитета в контексте теории множественных модернов.

Особенности цивилизационной модели идентификации на уровне «Мы-сообществa» заключаются в том, что ее структурирующим основанием выступает принцип «сакральной вертикали». В виде локально закрепленного «ядра» цивилизации выступают носители особых сакральных идей и культурных практик, которые совпадают с «трансцендентным назначением человечества» и противопоставляются, либо тем, кто не обладает такими практиками вовсе, либо обладающим ими в меньшей степени («лимитрофы»).

Значимыми «Другими» в цивилизационной модели выступают как «иные» цивилизационные сообщества, с которыми налаживаются трансцивилизационные взаимодействия (например, в концепциях Ш.Эйзенштадта и Й.Арансона), так и «чужие» цивилизации – потенциальные «враги» в контексте «столкновения цивилизаций» (С.Хантингтон).

В зависимости от выбранных оснований для конструирования цивилизационной идентификации используются разные аспекты коллективной политической памяти. Например, в этноцентрическом варианте больший упор делается на коллективный страданиях и победах «ядрового» народа цивилизации. В имперском варианте В.Кантора потенциальными героями или жертвами могут становиться примеры так называемых «русских европейцев». В национально-цивилизационном варианте В.Пантинa будут делаться попытки одновременно опереться на более широкий репертуар коллективной политической памяти, включая ее евразийскую составляющую.

В плане политического пространства изначальная размытость границ в цивилизационной модели, организованной по территориальному принципу от ядра к периферии, может способствовать проявлению геополитического стремления к расширению границ политического пространства в сторону «государств-лимитрофов». Относительно гибкая привязка к географической территории (при обязательном сохранении «ядра») и присутствие устремлений к расширению территории отличает цивилизационную модель от модели нации и способствует формированию особого типа границ - «рубежей».