• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Создание объектов для изучения исследовательского поведения и мышления: от замысла до психологического эксперимента

Актуальні проблеми психології. 2017. Т. ХІІ. Психологія творчості. № 23. С. 230-246.

В статье изложена разработанная автором система объектов типа игрушек-головоломок, которые предоставлялись детям от 3 лет, подросткам и взрослым для самостоятельного исследования, постановки и решения различных проблем. Описаны средовые предпосылки к конструкторской деятельности. Изложены два основных пути возникновения замысла экспериментального объекта. Выработаны задачи разработки дизайна исследовательского объекта и «интерфейса участника». Сформулированы основные принципы по разработке целостной системы экспериментальных объектов. Показано, что реальные объекты в ряде важных аспектов оптимальнее виртуальных для психологических экспериментов, диагностики и оценивания. Установлено, что в сложной деятельности инсайт может быть связан не только с решениями, но и с продуктивной постановкой новых проблем - для других и для себя. Творческая конструктология рассматривается в ракурсе конструирования задач на творческое мышление: как традиционных задач «на соображение», так и проблемных ситуаций с открытым началом и концом и исследовательских сред, предоставляющих свободу твор-чества участнику и свободу построения диалога между ним и исследователем.