• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Гиперборея как предмет научного интереса в Средневековье и Новое время

Статья представляет собой первый в своем роде историографический и теоретический обзор взглядов мыслителей Средневековья и Нового времени на т.н. гиперборейский вопрос, которые анализируются в широком историческом контексте с акцентом на политико-идеологический аспект данной проблематики.

Тема Гипербореи, являвшаяся актуальной на протяжении практически всей эпохи античности, к началу эпохи Средневековья почти полностью ушла на задворки как общественного сознания, так и научной мысли, сохранившись лишь в качестве поэтической метафоры, радикально изменившей коннотацию. Теперь это понятие ассоциируется с ужасом перед угрозой с северо-востока вкупе с глубоким презрением к варварам. С IX по XVI в. эпитет «гиперборейцы» относился по большей части к русскому народу. Новая дисциплина – русистика – развивалась в контексте «гипербореанской» проблематики. По мере накопления географических знаний и уточнения топонимов понятие «Гиперборея» имело все шансы остаться не более чем источником поэтических аллегорий. Однако в XVI в., с началом эпохи становления национальных государств, данная тема приобрела новое звучание, став одним из орудий политического мифотворчества, в первую очередь, в североевропейских государствах, в т.ч. в Швеции, искавшей возможности обосновать не только свою исключительную роль в мировой истории, но и притязание на ведущее положение в Европе. С гиперборианским вопросом напрямую связана и т.н норманская гипотеза, навязываемая России Западом с начала XVIII в. Попытки узурпации шведами имени Гипербореи вызвали острую реакцию в России. Русский писатель В. Копнист предложил альтернативную теорию, согласно которой гиперборейцы являлись предками русского народа, и именно Россию надлежит считать колыбелью цивилизации.

Рубеж XVIII-XIX вв. отметился скепсисом европейской читающей публики по поводу попыток отыскать прямых потомков гиперборейцев среди существующих народов. Тема Гипербореи утратила актуальность почти на целое столетие, возродившись в трудах, с одной стороны, модных мыслителей-эзотериков, а с другой стороны – представителей классической филологии и философов-античников, расширивших диапазон научных интересов.