• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Консультации жрецов в сфере публичного права Римской республики

Ius antiquum. Древнее право. 2014. Т. 29. № 1. С. 38-68.

В статье рассматриваются три направления, по которым проходили консультации политической власти со жрецами: 1) при продигиях; 2) в случае запросов сената и магистратов; 3) помощь при совершении магистратами действий, имевших сакральную сторону. Такую деятельность осуществляли четыре жреческие коллегии – авгуров, понтификов, жрецов священнодействий и фециалов. Три направления в полной мере относятся только к понтификам. Для авгуров основным было второе направление, но и третье играло важную роль. В деятельности жрецов священнодействий преобладало первое направление при некотором их участии в третьем. А для фециалов известны примеры лишь из второго направления. Эти предпочтения объясняются спецификой учения каждой жреческой коллегии, определявшей характер и особенности их деятельности.

В статье выявлен ряд особенностей взаимодействия политической власти и жреческих коллегий. Прежде всего, отмечено, что при появлении сомнений в сакральной полноценности общественных и политических актов инициатива, как правило, принадлежала политической власти. Это ставило деятельность жрецов в рамки, отвечавшие интересам сохранения существующей социально-политической системы. Другая особенность заключается в том, что ничего не известно о каких-либо нормах, обязывавших магистратов или сенат в том или ином случае обращаться к жрецам. Лишь естественное стремление не ошибиться при толковании воли богов или совершении обрядов в их честь заставляло прибегать к помощи специалистов-жрецов. Третьей особенностью консультационной деятельности жрецов является отсутствие у жреческих ответов обязательной силы, тем более, что жрецы не имели собственного механизма осуществления принятых решений. Поэтому для проведения их в жизнь они нуждались в соответствующих распоряжениях политической власти. При реализации жреческих решений действовали не правовые механизмы, а высокий авторитет жрецов и значимость религиозного чувства, во многом зависимого от ситуации. Рассмотренная область жреческой деятельности (консультационная) демонстрирует сложные отношения между сакральной и публичной сферами в Римской республике. С одной стороны, античные авторы однозначно и недвусмысленно признают приоритет религии. С другой, реальное функционирование политической системы показывает подчиненную роль жречества, его зависимость от общественно-политических задач и целей.