?
Об использовании понятия "социальная организация" в менеджериальных исследованиях
В статье рассматриваются возможности использования понятия «социальная организация» в контексте исследований, касающихся управленческих и менеджериальных проблем. «Социальная организация» как одно из ключевых понятий организационной теории имеет обширную историю. Ее истоки можно найти во многих социальных науках (социологии, антропологии, этнографии). Вместе с тем практика использования этого понятия в контексте исследований в области управления требует уточнения ряда подходов к определению этого понятия. С первой половины 20-го века понятие «социальная организация» стало активно использоваться специалистами в области управления. Об этом свидетельствуют как работы отечественных специалистов (Н.Витке), так и зарубежных исследователей (Тавистокский институт человеческих отношений). В конце 20-го века интерес к этой проблеме возрастает, понятие активно используется в эмпирических исследованиях в области менеджмента. Однако в силу превалирующего в исследованиях мультидисциплинарного подхода в большинстве случаев приходится сталкиваться с совершенно разной трактовкой и определением этого понятия. В статье делается попытка на основе анализа существующих определений понятия «социальная организация» сформулировать подход, который бы оказался продуктивен для использования этого понятия в эмпирических исследованиях проблем управления. С этой целью на основе анализа литературы формируется модель социальной организации, состоящей их нескольких элементов: социальный состав, социальные отношения, формирующие два типа структур - формальную и неформальную, а также ряд характеристик каждого из типов структур.