?
Философия языка в диалоге Платона «Тимей»
Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Философия. 2015. Т. 2. № 1. С. 7-18.
Плешков А. А.
В статье осуществлена попытка экспликации языковой проблематики платоновского «Тимея». Автор демонстрирует, что с самого начала диалога Платоном подчеркивается важность проблемы языка, а предлагаемая в рамках речи Тимея онтологическая структура имеет языковое измерение и может быть рассмотрена как ключ к пониманию целостной «философии языка» Платона.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Плешков А. А., Платоновские исследования 2019 № 2 С. 11-41
Статья посвящена вопросу об отношении материи ко времени в «Тимее» Платона. Если вечность — это ключевая характеристика идей, а время — мира, то каков темпоральный статус материи? С одной стороны, она существует до устроения космоса, а значит до и вне времени. С другой стороны, материя — принципиально иная идеальной парадигме, а значит не может быть ...
Добавлено: 19 ноября 2019 г.
Плешков А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 216-223
В статье предложена интерпретация «философии времени» в текстах Платона и Плотина. Основываясь как на внимательном историко-философском, так и на историко-семантическом анализе, автор выдвигает тезис об онтологической постановке темпоральной проблематики у обоих авторов. Время (χρόνος) и вечность (αἰών) рассматриваются как специфические модусы существования, характерные для различных областей бытия. ...
Добавлено: 4 ноября 2013 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Павлов А. В., Логос 2012 № 3 С. 207-215
Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу ...
Добавлено: 9 февраля 2013 г.
Бриссон Л., М. : Rosebud Publishing, 2019
Книга Люка Бриссона -- это доступный и увлекательный рассказ про первого человека, который назвал себя философом, -- Платона. "Философия рождается в шуме и ярости", -- пишет Бриссон в предисловии. Его задача -- показать, как жизненный опыт Платона связан с его пониманием философии, ставшим определяющим для всей европейской традиции. Но эта задача затрудняется тем, что вокруг ...
Добавлено: 22 сентября 2018 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2020 Т. 13 № 2 С. 354-362
Рецензент отмечает, что книга вносит заметный вклад в изучение интеллектуальной истории Греции в классический и римско-эллинистический периоды, позволяя по-новому взглянуть на первую европейскую школу. Во-первых, уточняется физическое устройство Академии на основании новейших археологических данных. Во-вторых, затрагивается вопрос о публичной репрезентации философии как социальной практики. Далее, подробно рассматриваются внутреннее устройство и функционирование Академии как научной и ...
Добавлено: 24 декабря 2020 г.
Прокопов К. Е., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 33-54
Риторика— одна из ключевых тем диалога «Федр». Во второй части диалога Сократ говорит о риторике как о ψυχαγωγία (букв. «душевождение»). Понятие ψυχαγωγία первоначально обозначало процесс призвания мертвых, обращение к душам подземного мира для их явления в мир живых. Вне магического контекста ψυχαγωγία определяется как сила поэтических и риторических приемов, необходимых для убеждения слушателя. В этой ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Долгоруков В. В., Логические исследования 2020
Статья посвящена описанию эпистемических предусловий высказываний средствами динамической эпистемической логики с типами агентов. ...
Добавлено: 16 декабря 2019 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Левин С. М., Эпистемология и философия науки 2012 Т. XXXIII № 3 С. 226-229
Всероссийская научная конференция «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе» проходила 29-30 марта 2012 г. в ИФ РАН и была посвящена 40-летию выхода книги Д.И. Дубровского «Психические явления и мозг». В обзоре рассказывается об основных тематических линиях конференции и знаковых моментах отдельных выступлений. На основе материала пленарных и секционных докладов делается вывод продуктивности привлечения в философии сознания ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Глухов А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 19-27
В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера. ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Шичалин Ю. А., Глухов А. А., Греко-латинский кабинет, 2000
Новое издание диалога Платона "Апология Сократа" с параллельным древнегреческим текстом. Пер. М.С.Соловьева, вступительная статья и примечания Ю.А.Шичалин, А.А.Глухов ...
Добавлено: 6 апреля 2017 г.
Смирнов М. А., Кантовский сборник 2018 Т. 37 № 2 С. 32-45
Термин «лингвистическое кантианство» широко применяется для обозначения идей об определяющей роли языка в мышлении и познании, характерных для аналитической философии ХХ в. В статье представлен сравнительный анализ взглядов, обозначаемых этим термином, и философии Канта. Во-первых, показано, что «лингвистическое кантианство» связано с определенным типом релятивизма, который чужд философии Канта (хотя позиция самого Канта может быть охарактеризована как ...
Добавлено: 28 августа 2018 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Алиева О. В., Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. Neue Folge 2018 Vol. 42 P. 5-18
This paper examines the parallels between the theory of pleasure ascribed by Plato to the ‘enemies of Philebus’, in the homonymous dialogue, and that of the ‘wise men’, in the Republic 9. Though some of these parallels were noticed by G. Grote in 1865 and by J. Adam in 1907, their observations did not receive ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Левин С. М., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Философия 2011 Т. 2 № 2 С. 246-251
В статье рассказывается визите в Москву в июне 2011 г. одного из наиболее известных сегодня американских философов – Джона Сёрля. Излагаются основные положения докладов Сёрла в МГУ и ИФ РАН, а также его взгляды на легитимность проблем аналитической философии сознания и рецепцию философии постмодернизма в России. ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Алиева О. В., Studia Patristica 2013 Vol. LXII No. 10 P. 69-80
The article considers some protreptic motifs of the First Alcibiades in St. Basil’s homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’. Dealing with a verse from Deuteronomy (15:9: Πρόσεχε σεαυτῷ etc.). St. Basil evidently regards it as a biblical counterpart of the Delphic maxim γνῶθι σαυτόν, using the sacred text to impel his audience to virtue and self-knowledge. In the second part ...
Добавлено: 18 сентября 2013 г.