?
Психологическая детерминация социальной активности российского среднего класса
Современный российский средний класс активно обсуждают журналисты в СМИ, исследуют в различных науках - экономике, политологии, социологии, психологии (Е.М. Аврамова, Л.А. Беляева, Н.Н. Богомолова, М.К. Горшков, С.В. Горюнова, Г.Г. Дилигенский, А.Н. Донцов, Т.И. Заславская, Т.М. Малеева, С.В. Мареева, В.В. Радаев Н.Е. Тихонова, Л. Хахулина, О.И. Шкаратани и др.). Кроме того, развитие среднего класса является одной из задач государства. Учитывая неоднозначность выделения среднего класса и продолжающийся процесс его формирования чрезвычайно актуальным является изучение социальной активности и самоопределения этой группы.
В условиях современного постиндустриального общества человеку всё сложнее найти себя в этом мире. Стрессы, психологические проблемы оказывают всё большее влияние на психику человека, стратегии его поведения и определение своего места в мире. В этой связи процесс социального самоопределения субъекта также усложняется. Пассивное принятие социальных ролей, уход в круг семьи и близких друзей, крайний индивидуализм затрудняют осмысление своей позиции в социуме. Вместе с тем, проявление социальной активности, осознанное использование тех или иных стратегий социального самоопределения увеличивает удовлетворённость своим местом жизни, в конечном итоге повышая качество жизни в целом.
Целью выполненного эмпирического исследования выступало выявление психологической детерминации социальной активности и социального самоопределения в целом у представителей российского среднего класса. Совокупный объект выборки исследования составил 397 респондентов, проживающих в Москве и Московской области в возрасте от 17 до 69 лет. Выборка исследования разнородна по образовательному уровню и профессиональному составу.
Общая гипотеза исследования заключается в том, что среди представителей городского среднего класса в России выделяются отдельные группы, различающиеся по показателям социального самоопределения. В частности, по показателям значимости и удовлетворённости основными сферами жизни и направлениями жизнедеятельности, значимым ценностям и отвергаемым «антиценностям», готовности к социальной активности и др.
Социальное самоопределение - процесс активного поиска субъектом своего способа жизнедеятельности в обществе (социуме) на основе воспринимаемых, принимаемых или формируемых (создаваемых) им во временной перспективе базовых отношений к обществу (социуму) и его субъектам, а также на основе собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний. Ключевыми элементами социального самоопределения являются социальные ценности, значимость сфер жизни и направлений жизнедеятельности, удовлетворённость ими, готовность к социальной активности, социально-экономический статус.
Результаты выполненного эмпирического исследования продемонстрировали позитивный прогноз удовлетворённости в будущем всеми сферами жизни и направлениями жизнедеятельности у представителей среднего класса по сравнению с удовлетворённостью ими в настоящий момент и в прошлом. Это свидетельствует о позитивной динамике социального самоопределения представителей современного городского среднего класса в будущем.
Установлено, что причисление себя к одной из трех социальных подгрупп среднего класса (нижней, средней или верхней) связано с различиями по многим переменным социального самоопределения. Представители «нижнего» среднего класса сопротивляются сложным внешним условиям, пытаясь сохранить и усилить своё социальное положение. Для них характерна социальная активность в сфере семьи. Социальное самоопределение представителей «среднего» среднего класса направлено на консервацию своего социального положения. Их социальная активность проявляется в работе. Социальное самоопределение «верхнего» среднего класса можно охарактеризовать как позитивное, оптимистичное, ориентированное и на личные интересы (самореализацию и развитие), и на социальные ценности и благополучие страны. Их социальная активность направлена на изменение общества. Выявленные различия демонстрируют особенности социальной позиции представителей отдельных подгрупп среднего класса, их основные жизненные ориентиры и направления настоящей и будущей социальной активности. В целом, с ростом субъективного социального статуса у представителей среднего класса мотивация и направленность социальной активности трансформируется от личной (сфера семьи) к общественной (работа, общество в целом).