?
Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений
Далеко не всегда за короткий срок, прошедший с момента принятия конкретной нормы, можно достоверно оценить ее адекватность тем проблемам, которые норма была призвана решить. Сама по себе скорость изменений законодательства создает риски дополнительных ошибок правоприменения. Основной целью данного доклада является оценка результативности российского антимонопольного законодательства в целом и отдельных его норм, а также выработка рекомендаций по стратегии совершенствования российского антимонопольного законодательства и его применения. Для этого оценивается связь между: • проблемами развития конкуренции в Российской Федерации и возможностями антимонопольной политики; • целями применения антимонопольного законодательства, как они обычно формулируются в мировой практике, с учетом возможностей данного типа политики, и задачами антимонопольной политики в Российской Федерации; • содержанием тех действий, которые опасны для конкуренции, и описанием этой практики в российском антимонопольном законодательстве (в сравнении с нормами антитраста, применяемыми в США и Европейском союзе); • описанием нелегальной практики в законе «О защите конкуренции», в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда и практикой применения указанных норм. В данном докладе анализируются только нормы, относящиеся к бизнесу, и не рассматриваются те, которые регламентируют действия органов государственной власти, предоставление государственной помощи и процедуры государственных закупок. Во-первых, именно описание нелегальной практики продавцов на рынках изменилось в последние пять лет наиболее радикально. Во-вторых, именно к компаниям и их руководителям применяется новая система административных штрафов и уголовного наказания, которая должна была серьезно повлиять на стимулы. В-третьих, в конечном счете именно от действий компаний зависит структура рынка и модель стратегического взаимодействия - выбор между конкуренцией и отказом от конкуренции.