?
Концепция индивидуальной души у Плотина: «напряженная гармония» как метод
Концепция индивидуальной души Плотина с трудом поддается однозначной интерпретации. С одной стороны, мы можем описать ее с помощью распространенной формулировки: душа – это пленница тела. Определяя душу как источник жизни, и указывая на ее первичность по отношению к телу, Плотин прямо говорит, что «...Душа человека – это и есть сам человек» (IV.7.1). С другой стороны, такое прочтение приводит нас к противоречию со многими другими частями учения Плотина. Так, например, в трактате «Что есть животное, а что – человек» (I.1), Плотин призывает рассматривать человека именно как «сопричастность» (συναμφότερον).
В данной статье представлен анализ трактата IV.8 «О нисхождении души в тела». Согласно некоторым фрагментам трактата (напр.: IV.8.3. 24-26; IV.8.5. 35-37; 4.8.6. 1-3 и др.) индивидуальная душа может быть интерпретирована как «напряжение» или «место встречи» двух противоположностей – интеллигибельного мира и телесного космоса. При таком рассмотрении человеческое «Я» находится между Сциллой и Харибдой несуществования: существует как «опасность», пусть и благодатная, раствориться в мировой Душе и вернуться к Уму, так и угроза окончательного забытия своего божественного происхождения в «ловушках» чувственности. Принимая во внимание этот факт, выгодным герменевтическим ходом может оказаться обращение к идее «напряженной гармонии» Гераклита. Напряженная гармония, скрывающаяся в природе (B123 DK), может быть обнаружена в борьбе противоположностей (B48; 51; 57 DK), перманентной войне, определяющей все (B53 DK). За этой борьбой и обнаруживается универсальный закон – λόγος – синоним παλίντονος ἁρμονίη (B93 DK).
В трактате IV.8 Плотин несколько раз напрямую ссылается на Гераклита и, как показывают некоторые исследователи, Плотин был хорошо знаком с философией эфесца. Стиль аргументации Плотина и его концепция двойственной природы индивидуальной души позволяет нам обратиться к идее Гераклита о напряженной гармонии, как к своеобразному «методу», используемому Плотином. Так или иначе, такой ход выглядит интересной и многообещающей герменевтической практикой, позволяющей нам лучше понять идею Плотина об индивидуальной душе.
Исследование выполнено в рамках проекта ТЗ № 50. 0. Проблема «Я»: философские традиции и современность (ЦФИ НИУ ВШЭ, 2011).