?
Занятые и безработные в России: социально-демографическая структура и каналы поиска работы
В статье реконструирован социально‑демографический профиль занятых, незанятых и безработных; в случае безработных и занятых, выразивших желание сменить место работы, проанализированы каналы поиска работы. В качестве эмпирической базы исследования использован «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (RLMS–HSE). В выборку вошло 10 404 респондентов в возрасте 14–75 лет, опрошенных в 2019 г. В ходе проведенного анализа выявлено, что характерными чертами безработного являются молодой возраст и холостое семейное положение, в то время как для незанятых более типичен сравнительно пожилой возраст. Среди занятых отсутствуют значимые различия между людьми разной квалификации с точки зрения времени, затраченного на работу. С точки зрения оплаты труда на первом месте стоят военные и руководители высшего и среднего звена. Для неквалифицированных рабочих характерен наиболее низкий уровень оплаты труда и дополнительные подработки. По сравнению с мужчинами женщины имеют больший стаж работы, но работают меньше часов и получают меньшую заработную плату, с большей вероятностью имеют подработку. Желание сменить работу среди занятых растет по мере снижения уровня квалификации. Занятые готовы сменить место работы при условии, что заработная плата на новом месте в среднем будет в 1,6 раза превышать имеющийся доход. По сравнению с безработными занятые находятся в состоянии поиска работы меньшее количество времени (8 против 10 недель). Стратегии поиска работы мало отличаются у занятых и безработных, однако по мере повышения квалификации растет вероятность использования сети Интернет. Несмотря на то что люди, ищущие работу через Интернет, по своим социально‑демографическим характеристикам мало отличаются от типичного интернет‑пользователя, примечательно, что молодые люди, являясь активными пользователями, редко ищут работу в сети. Использование сети Интернет в целом не ускоряет процесс поиска работы.