?
Психометрические характеристики шкалы самопрезентации в социальной сети
Обсуждается модификация Методики самопрезентации в социальной сети и ее психометрическим показателям. В качестве исходной методики была взята «Методика самопрезентации в социальной сети Facebook» Michikyan M., Dennis, J., Subrahmanyam, K. (2014). Теоретической основой являются представления относительно идентичности Э. Эриксона, а также когнитивный подход к Я-концепции С. Хартера и Е. Хиггинса. Самопрезентация в социальной сети включает три Я: реальное, идеальное и фальшивое. С целью создания инструмента для диагностики самопрезентации вне зависимости от предпочитаемой социальной сети методика была модифицирована по формулировке вопросов. Выборку исследования составили пользователи социальных сетей в количестве 478 человек, в возрасте от 18 до 26 лет, студенты. Модель пяти характеристик самопрезентации оказалась недостаточно пригодной, тогда как модель, состоящая из двух характеристик, показала достаточную пригодность. В результате опросник состоит из двух шкал: Реалистичное демонстративное Я и Фальшивое обманное Я. Реалистичное демонстративное Я описывает презентацию в социальной сети в целом реального образа со стремлением продемонстрировать разные стороны личности. Фальшивое обманное Я связано со стремлением представить нереалистичный образ или представить себя как другого человека. Надежность шкал методики является высокой. Дискриминантная валидность позволяет считать, что шкалы диагностируют содержательно разные проявления самопрезентации в социальной сети. Валидность методики подтверждена на основе шкал перфекционистской самопрезентации и самомониторинга. Шкала Реального демонстративного Я обнаружила более тесные связи с характеристиками перфекционистской и публичной самопрезентации, а Фальшивого обманного Я – с избеганием проявления несовершенства и направленности на других.