?
Factors of student resilience obtained from TIMSS and PISA longitudinal studies
Issues in Educational Research. 2020. Vol. 30. No. 4. P. 1245-1263.
Ключевые слова: образовательное неравенствоPISA and TIMSSмеждународные сравнительные исследованияsocial inequality in educationакадемическая резильентностьacademic resilience
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Михайлова А. М., Звягинцев Р. С., Пинская М. А. и др., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2021. No. 60.
Добавлено: 25 июня 2021 г.
Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы
Звягинцев Р. С., Вопросы образования 2021 № 3 С. 33-61
Одно из главных проявлений образовательного неравенства — наблюдаемая по всему миру существенная разница в академических результатах между учащимися и образовательными организациями в зависимости от их социально-экономического статуса. Однако есть школы, показывающие высокие академические результаты в сложных условиях, — резильентные школы. В поисках ответа на вопрос, чем может быть обусловлена академическая успешность таких школ, автор сравнивает ...
Добавлено: 22 сентября 2021 г.
Быкова Е.В., Чиркина Т. А., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2020 № 4 С. 445-460
Работа посвящена исследованию резильентных учащихся, то есть учащихся, которые вопреки низкому социально-экономическому положению демонстрируют высокие образовательные результаты. Мы изучаем отношения между учителями и учениками в школе, характеристиками учителя в связи с шансами стать резильентными для учеников. В работе используются данные лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии», включающего результаты опроса учащихся и учителей в рамках ...
Добавлено: 8 сентября 2020 г.
Специалистами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром, осуществлено полевое исследование: проведены интервью и фокус-группы с директорами, учителями, учащимися и родителями учащихся в трех школах, обучающих наиболее сложный контингент учащихся из семей с низкими социальными, экономическими и культурными ресурсами и добивающихся, несмотря на это, высоких образовательных результатов. ...
Добавлено: 10 июля 2018 г.
В книге собраны истории тринадцати школ, работающих в сложных социальных условиях. Некоторым из них удалось справиться с проблемами, обусловленными сложным контингентом и ограниченными ресурсами, показывать высокие образовательные результаты и жить насыщенной, яркой жизнью. Другие только ищут путь к успеху. Но, в любом случае, этим школам приходится двигаться вперёд «поверх барьеров». В книге читатели познакомятся с ...
Добавлено: 25 апреля 2019 г.
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А. и др., / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2014. No. 55.
Анализируется связь различий в образовательных результатах между российскими школами с их различиями по характеристикам 1) социального состава учащихся, 2) самих образовательных учреждений и 3) территорий, на которых они расположены. Использованы данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011–2012 гг., а также материалы муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора ...
Добавлено: 3 декабря 2014 г.
В публикации, подготовленной экспертами Института образования НИУ ВШЭ и Всемирного банка, представлена комплексная оценка возможных потерь для сферы школьного образования и человеческого капитала в связи с пандемией COVID-19, возможных способов их минимизации и компенсации.
Публикация включает три раздела. В первом разделе с опорой на данные (квазиэкспериментальных исследований эффектов закрытия школ из-за катаклизмов, непосещения отдельными учащимися школ, ...
Добавлено: 4 августа 2020 г.
Карной М., Хавенсон Т. Е., Иванова А. Е., Compare: A Journal of Comparative and International Education 2015 Vol. 45 No. 2 P. 248-271
In this paper, we develop a multi-level comparative approach to analyse Trends in International Mathematics and Science Survey (TIMSS) and Programme of International Student Achievement (PISA) mathematics results for a country, Russia, where the two tests provide contradictory information about students’ relative performance. Russian students do relatively well on the TIMSS mathematics test but relatively ...
Добавлено: 28 декабря 2013 г.
В выпуске показано, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению. Анализ проведен в разрезе образования матери как важного показателя социально-экономического положения семьи. Использованы данные всех доступных на данный момент волн Международного исследования читательской грамотности дошкольников PIRLS за 2001, 2006 и 2011 годы. Выпуск может быть интересен широкому кругу ...
Добавлено: 26 августа 2017 г.
Керша Ю. Д., Вопросы образования 2020 № 4 С. 85-112
По результатам зарубежных исследований можно заключить, что социально-экономическая композиция (СЭК) является одним из главных факторов образовательного неравенства на уровне школы. Предполагается, что школьная композиция вносит самостоятельный вклад в формирование академических достижений сверх индивидуальных характеристик школьников. Однако анализ методологии большинства работ дает основания усомниться в существовании такого эффекта.
Проведено исследование с целью оценить причинно-следственную связь между школьной ...
Добавлено: 1 октября 2020 г.
Чиркина Т. А., Экономическая социология 2018 Т. 19 № 3 С. 109-125
В последние десятилетия в России произошли крупные изменения в системе образования. Значительно возросло количество людей, продолжающих обучение после среднего звена школы, а также увеличились численность студентов и количество высших учебных заведений в стране. Ключевым предиктором выбора той или иной образовательной траектории является социально-экономическое положение семей учащихся. Изучению механизмов воздействия характеристик семьи на выбор траектории посвящено ...
Добавлено: 31 мая 2018 г.
Morsy L., Хавенсон Т. Е., Карной М., International Journal of Educational Development 2018 Vol. 60 P. 60-79
Добавлено: 11 ноября 2017 г.
This article assesses the changes in mathematics and reading scores of socially advantaged or disadvantaged Brazilian students, in the International Student Assessment Program – Pisa – between 2000 and 2012, and the National Basic Education Assessment System – Saeb – between 1995 to 2013, in order to extract some provisional conclusions regarding the variations in ...
Добавлено: 2 октября 2015 г.
Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Пинская М. А., М. : НИУ ВШЭ, 2020
Ситуация с коронавирусной инфекцией нанесла сильный удар по целому ряду общественных институтов и устоев. Сейчас уже кажется очевидным, что эта пандемия — и кризис, который она повлечет за собой, — сильнее всего затронет наиболее депривированных учащихся. Ученики маленьких сельских школ (чаще отдаленных), из неблагополучных семей и с низкими результатами пострадают больше всего, поскольку для них ...
Добавлено: 4 августа 2020 г.
Экстренный переход к массовому дистанционному высшему образованию в марте 2020 г. актуализировал дискуссии о влиянии новой образовательной реальности на образовательное неравенство. Проведено исследование с целью оценить связи между характером трудностей, возникающих у студентов в условиях дистанционного обучения, и их социально-экономическим статусом. Эмпирической базой послужили данные всероссийского опроса студентов, реализованного в конце марта—начале апреля 2020 г. ...
Добавлено: 17 марта 2021 г.
Керша Ю. Д., Экономическая социология 2021 Т. 22 № 1 С. 92-123
Социально-экономическая композиция школы в зарубежных исследованиях рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов образовательного неравенства на уровне школы. Большинство работ демонстрируют наличие положительной связи между социально-экономическим статусом контингента учащихся и образовательными результатами. При этом ряд авторов подтверждают, что данный эффект является статистическим артефактом и оказывается значимым в связи с недостатками методологии имеющихся исследований. Кроме ...
Добавлено: 2 февраля 2021 г.
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А. и др., Вопросы образования 2013 № 4 С. 188-246
В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., ...
Добавлено: 29 сентября 2013 г.
Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М., Современная зарубежная психология 2019 Т. 8 № 1 С. 7-16
В статье ставится проблема связи образовательной успешности учащихся с социальными и социально-экономическими характеристиками их семей. Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. В дальнейшем это обстоятельство негативно влияет на самооценку и карьерные ожидания подрастающего поколения. На основании такой зависимости выстраивается образовательная политика школы, реализуются конкретные проекты и программ преодоления ...
Добавлено: 26 апреля 2019 г.
Мальцева В. А., Шабалин А. И., Educational studies 2021 No. 2 P. 10-42
Since the mid‑2010s, Russia has been witnessing a redistribution of student flows between higher education and TVET (Technical and Vocational Education and Training), more and more school leavers applying to TVET institutions. Postsecondary educational choices are closely associated with socioeconomic status of the family, so changes in the patterns of educational transitions may indicate both ...
Добавлено: 26 августа 2021 г.
Уваров А. Г., Ястребов Г. А., Мир России: Социология, этнология 2014 Т. 23 № 2
Статья посвящена проблеме образовательного неравенства в современной России. Используя за основу материалы Мониторинга экономики образования, осуществляемого НИУ ВШЭ совместно с Левада-центром, мы пытаемся оценить связь между успеваемостью российских школьников и социально-экономическим положением их родителей. Эта задача представляет особый интерес в свете изучения механизмов воспроизводства социального неравенства. Конкретно, мы хотим понять, способствует ли российская система общего ...
Добавлено: 17 января 2014 г.
Карной М., Ларина Г. С., Маркина В. М. и др., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019
Традиционно считается, что образование в российских школах отличается высоким качеством, однако в силу достаточно больших социальных и территориальных различий доступ к нему может быть неоднородным. Для успешного развития системы образования необходимо четкое понимание внутренних механизмов, определяющих жизнь современных школ, и тех проблем, с которыми они сталкиваются. Опираясь на уникальные качественные данные, собранные в рамках лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Любицкая К. А., Янкевич С. В., Княгинина Н. В. и др., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2022 № 1 С. 143-157
Получение общего образование в форме семейного становится все более распространенным среди родителей, особенно в условиях дистанционного обучения, когда семьи оказались вынуждены стать активными участниками образовательного процесса и обучать своих детей дома. При реализации семейного образования родители сталкиваются с разными барьерами, которые влияют на образование детей. На основании 25 интервью с родителями детей 1-8 классов авторы ...
Добавлено: 20 августа 2021 г.
Бондаренко Н. В., Форсайт 2015 Т. 9 № 2 С. 22-37
В статье исследуется характер накопления человеческого капитала на примере участия взрослого экономически активного населения в основных видах непрерывного образования, а также роль отечественных работодателей в его организации в сравнении с практиками стран Евросоюза и ОЭСР. Запрос на развитие непрерывного образования в современной экономике предъявляют работодатели, заинтересованные в постоянном усилении компетенций и повышении квалификации работников. Драйвером ...
Добавлено: 12 июня 2016 г.
В статье рассматривается динамика образовательных результатов российских школьников в зависимости от культурного капитала семей и размера населенных пунктов. Анализируются данные международных исследований качества образования PISA и TIMSS и проводится серия интервью с экспертами в области содержания образования и образовательной политики. В статье показано, что за последние 15 лет наблюдается небольшой рост результатов российских школьников и ...
Добавлено: 17 декабря 2017 г.