?
The Problem of Posthumous Existence from Plato to Dostoyevsky: “Bobok,” a Short Story by Dostoyevsky
P. 211-226.
The Problem of Posthumous Existence from Plato to Dostoyevsky: “Bobok,” a Short Story by Dostoyevsky
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Павловец М. Г., В кн. : Сусрети народа и култура. Меħдународни тематски зборник. : [б.и.], 2015. С. 147-164.
Статья посвящена анализу позднего произведения Генриха Сапгира – его повести «Армагеддон». Апокалиптическая проблематика произведения полемически заострена как против эсхатологизма «исторического авангарда» первой трети ХХ века, так и против эсхатологических ожиданий «атомной войны» позднесоветского времени, и скорее носит форму рефлексии над «финалистской» концепции культуры, присущей эпоху постмодерна с его критикой понятий «авторства», «эстетической новизны» и «подлинности». ...
Добавлено: 24 августа 2015 г.
Кашников Б. Н., Углева А. В., Человек 2022 Т. 33 № 3 С. 7-18
Беспрецедентная по своим масштабам пандемия коронавируса, начавшаяся в 2019 году в Китае и продолжающаяся по сей день, поставила перед исследователями и практиками целый ряд серьезных проблем. Эти проблемы спровоцированы тем, что пандемия представляет собой катастрофу, но катастрофу особого типа. Символами подобных катастроф являются четыре всадника Апокалипсиса, олицетворяющие безответственное правление, пандемию, войну, голод и смерть, следующие, ...
Добавлено: 16 июля 2022 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2015 № 3 С. 102-115
В своей статье автор пытается дать новую трактовку восприятия “новых людей” Чернышевского в романе Достоевского “Записки из подполья”. Термин “новые люди” имеет евангельское происхождение. В России он был впервые употреблен князем Владимиром во время Крещения. И дело не в том, что “новые люди” плохи, а в том, как показывает Достоевский, что обычный человек не может ...
Добавлено: 15 марта 2015 г.
Харитонов Т. И., Социология власти 2022 Т. 34 № 2 С. 96-124
Политика и религия всегда очень тесно переплетаются в произведениях Ф.М. Достоевского, но в его «Легенде о Великом инквизиторе» связь этих двух сфер человеческой жизни рассматривается на гораздо более
глубоком фундаментальном уровне. Критикуя католичество и социализм, Достоевский нередко указывает на прямую историческую преемственность между религиозными и политическими концепциями,
но помимо такой линейной политической теологии в его философии можно ...
Добавлено: 9 декабря 2022 г.
Кантор В. К., Revue philosophique de la France et de l'étranger 2013 Vol. 138 No. 2 P. 239-252
Temptation as a Paradigm of Christian Culture
Is temptation at the center of Christian culture, as suggested by the temptations Christ had been exposed to by the Devil, according to the Gospels? This is what Dostoyevsky seems to believe, most notably in The Brothers Karamazov, in which he aims at showing that only innocent people are ...
Добавлено: 26 апреля 2013 г.
Парсамов В. С., Вопросы литературы 2019 № 5 С. 226-245
Романы «Красное и черное» и «Подросток» объединяет психологи- ческая проблема взросления юноши. Ряд общих сюжетных ходов и компо- зиционных решений, используемых писателями, позволяет лучше понять особенности построения характеров главных героев, а также говорить об учете Достоевским опыта Стендаля. ...
Добавлено: 16 ноября 2019 г.
Димитриев В. М., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. (Россия, Москва) 2019 № 2 С. 159-178
Статья посвящена особенностям рецепции личности и творчества Достоевского в русском зарубежье. В основе работы анализ публицистической прозы Владимира Варшавского, одного из представителей «младшего» поколения писателей-эмигрантов. В межвоенные десятилетия Достоевский интересовал Варшавского прежде всего как художник, предвосхитивший в своих персонажах некоторые психологические особенности «эмигрантских молодых людей». Варшавский сознательно развивает конкретные черты поэтики Достоевского в своем творчестве ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Кантор В. К., Гефтер 2014 № 17.10.2014 С. 1-32
В тексте будут сближены три имени — Данте, Бальзак, Достоевский. Причем Данте взят как ориентир, как патрон, а Бальзак и Достоевский — как фигуры между собой равновеликие, но разные, иначе не было бы мотива для сравнения. Данте задал новой европейской литературе уровень и в значительной степени проблематику. Путешествия гомеровского Одиссея в Аид, а затем вергилиевского ...
Добавлено: 21 декабря 2014 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2013 № 2 С. 183-187
Рецензия на книгу Деборы Мартинсен "Настигнутые стыдом" (М.: РГГУ, 2011, 328 с.) ...
Добавлено: 17 марта 2013 г.
Воробьёва О., Litera 2017 № 2 С. 36-44
Объектом настоящего исследования является журнал графа Г.А. Кушелева-Безбородко – «Русское Слово». Предмет исследования – участие Ф.М. Достоевского в этом журнальном предприятии. На эпистолярном материале, принадлежащем писателю и его современникам, пошагово воссоздается история сотрудничества Ф.М. Достоевского с журналом «Русское Слово». В статье уделяется внимание предпринятым попыткам писателя вернуться в литературу: Достоевский, с одной стороны, отдает свою ...
Добавлено: 2 сентября 2023 г.
Тульчинский Г. Л., В кн. : Советское бытие: от укоренения до преодоления. : Яр. : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. Гл. 5. С. 116-133.
В данной работе речь идет о ключевой роли осмысления Достоевским активно проявившихся в его время программ переустройства мира и попыток их реализации. Делается это Достоевским в глубоком религиозном христологическом контексте, что выводит осмысление далеко за рамки простого осуждения реализации социалистических идей, позволяя выйти не только на понимание причин краха советского эксперимента, но и на горизонты социального и человеческого ...
Добавлено: 20 января 2024 г.
Харитонов Т. И., Философические письма. Русско-европейский диалог 2023 Т. 6 № 1 С. 131-152
В статье затрагивается проблема соотношения категорий «любовь» и «жалость» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот», а также приводится её рассмотрение в контексте полемики В. С. Соловьева с А. Шопенгауэром по вопросу о сущности нравственности. Задаваясь вопросом о том, как любовь соотносится с состраданием и может ли сострадание лежать в основании нравственного отношения к человеку, Достоевский ...
Добавлено: 30 октября 2023 г.
Кантор В. К., Вопросы литературы 2011 № 1 С. 115-143
В литературе существуют некие открытия, когда герои вроде бы второстепенные (хотя и важные для творческого замысла, да и для понимания взглядов писателя) вдруг оказываются действующими лицами реальной исторической жизни. И это заставляет по_новому прочитать произведения, в которых они впервые явились. Став фактом исторической жизни, они позволяют острее увидеть и наступившую историческую реальность. Крошка Цахес Гофмана ...
Добавлено: 26 апреля 2012 г.
Делазари И. А., , in : Phänomenologie, Geschichte und Anthropologie des Reisens: Internationales interdisziplinäres Alexander-von-Humboldt-Kolleg in St. Petersburg 16.-19. April 2013. : Kiel : Solivagus-Verlag, 2015. P. 453-461.
Статья представляет собой сопоставительный анализ эпизодов с демоническим участием в творчестве Э. А. По, Ф. М. Достоевского и Т. Манна. ...
Добавлено: 24 февраля 2019 г.
Харитонов Т. И., Метаморфозис 2023 Т. 8 № 1 С. 9-25
В статье приводится характеристика и периодизация рецепции эстетической философии Шиллера в произведениях Достоевского. На основе сопоставления работ обоих авторов делается вывод о значительной степени важности философии Шиллера как для раннего, так и позднего эстетического мировоз зрения Достоевского, при этом позиция о содержательной неоригинальности эстетической философии Достоевского подвергается критике. Не смотря на прямое отражение идей «Эстетических ...
Добавлено: 15 ноября 2023 г.
Климова С. М., Человек 2018 № 4 С. 151-156
Текст представляет собой предисловие и комментарий к публикуемой далее статье американской исследовательницы С. МакРейнолдс. Работа американского филолога рассматривается как иллюстрация возможности и продуктивности рационального научного анализа текстов Достоевского. Подчеркивается, что С. МакРейнолдс предлагает демифологизированный язык разговора о вере, боге, преступлении и наказании, обнажающий другой способ говорения, целиком опирающийся на классическую методологию: мыслить о тексте, исходя ...
Добавлено: 14 сентября 2018 г.
Успенский П. Ф., В кн. : ACTA SLAVICA ESTONICA VII. Блоковский сборник XIX. Александр Блок и русская литература Серебряного века. Вып. XIX.: Тарту : Издательство Тартуского университета, 2015. С. 192-210.
Основная задача статьи заключается в том, чтобы объяснить, почему в последнем эмигрантском лирическом цикле В. Ходасевича "Европейская ночь" так много физически неполноценных персонажей. В работе физическая неполноценность персонажей рассматривается в психологическом ключе как следствие травмы эмиграции. Сама же травма эмиграции выводится из письма Ходасевича к Гершензону 1922 г. В письме поэта проявляются похожие метафоры физической ...
Добавлено: 4 июля 2016 г.
Скиперских А. В., Вопросы литературы 2016 № 5 С. 176-190
Автор акцентирует внимание на практиках насилия, осуществляемых героями Ф. Достоевского, парадоксальным образом соскальзывающих с артикуляции на собственном теле до объ ектов окружающего мира. С точки зрения автора, в подобной си туации в герое конфликтуют два начала, вынуждающие самого субъекта раздваиваться. Так субъект одновременно выступает но сителем черт Господа и господина. ...
Добавлено: 16 декабря 2016 г.
Димитриев В. М., В кн. : Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. Кн. 7.: М. : Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. Гл. 14. С. 265-280.
В художественной прозе В.С. Варшавского 1920-30-х гг. в качестве конструктивного центра творческого метода выступает особая концепция памяти. На материале трех ранних произведений Варшавского можно проследить развитие мотива «рассеянной» памяти, раскрываемого в оппозиции я - другой и утверждаемого в форме нарративного описания «рассеянного» я. Мотив «рассеянной» памяти в прозе Варшавского, имея непосредственный историко-литературный контекст, с одной ...
Добавлено: 28 октября 2019 г.
Климова С. М., История философии 2023 Т. 28 № 1 С. 41-53
Статья посвящена рассмотрению некоторых идей Витгенштейна в соотнесении с аналогичными идеями Достоевского. Сопоставление дано по ряду ключевых для обоих тем: мир как
он есть и что он есть; образ мира и смысл жизни; мир счастливого и несчастного. Несмотря
на принципиальное различие мыслителей, сравнение позволяет открыть в Витгенштейне
близость ценностному мировоззрению Достоевского. Анализ его «Логико-философского
трактата», «Дневников» и «Лекции по ...
Добавлено: 17 апреля 2023 г.
Шмулевич Н. В., Stephanos 2019 № 3 (35) С. 168-173
Ранние киноадаптации произведений Достоевского не являются в полной мере экранизациями с опорой на оригинальный текст. Достоевский сам по себе становится средством для достижения различных идеологических целей, а не объектом серьезной художественной рефлексии. В статье исследуются особенности и закономерности экранизаций произведений Ф.М. Достоевского в дореволюционном и довоенном советском кинематографе, а также преобразования ори- гинальных сюжетов. Сведения ...
Добавлено: 11 января 2021 г.
Парсамов В. С., Исторический вестник 2013 Т. 4 (151) С. 184-206
В статье анализируются «генеалогические корни» Ставрогина – главного героя романа Достоевского «Бесы». «Предки» Ставрогина – принадлежат русской аристократии послепетровского времени. Этот социально-психологический слой, в представлении Достоевского, эволюционировал на протяжении XVIII – первой половины XIX в. в сторону разрыва с национальными корнями и безверия. Непосредственными предшественниками Ставрогина в культурно-психологическом плане, как это показано в черновиках романа, ...
Добавлено: 23 марта 2014 г.
Кантор В. К., Центр гуманитарных инициатив, 2021
Владимир Кантор, доктор философских наук, ординарный профессор НИУ-ВШЭ, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ-ВШЭ), главный редактор журнала «Философические письма», в своей книге пытается уйти от националистического пафоса в анализе творчества великого писателя, показывая сложность его бытия в мире, ту сложность, которая и сделала его великим писателем. Перверсная ...
Добавлено: 24 сентября 2021 г.
Морозов Д. А., Диалог со временем 2023 № 84 С. 329-341
В статье художественное произведение Я.Э. Голосовкера «Сожженный роман»,
впервые опубликованное в 1991 году, рассматривается в качестве реализации его
оригинального философского проекта. С опорой на трактат Голосовкера «Имагинативный абсолют» и другие работы автор рассматривает, как ключевые философские
сюжеты отразились в творчестве мыслителя: идея познания воображением, противопоставление imaginatio и ratio, связь культуры и «духа», роль «смыслообразов».
В данной интерпретации «Сожженный роман», ...
Добавлено: 25 октября 2023 г.