?
The Constructive Operators of the Working Mind: A Developmental Account of Mental-Attentional Capacity
Существует множество теорий, предлагающих объяснение механизмов познавательных процессов у взрослых. Несколько меньшее число теорий призваны объяснить, как эти когнитивные механизмы изменяются в ходе развития, и лишь немногие направлены на то, чтобы соотнести механизмы когнитивного развития с работой мозга. Одной из таких теорий является теория конструктивных операторов. В данном обзоре мы рассматриваем основные положения этой теории, а также ее возможности по построению количественных предсказаний относительно развития базовых когнитивных способностей на примере емкости ментального внимания. В частности, модель эндогенного ментального внимания описывает общий когнитивный ресурс, емкость которого возрастает на протяжении детства и подросткового периода и представляет собой фундаментальный фактор, который вносит вклад в индивидуальные различия в познавательных способностях. Емкость ментального внимания увеличивается по мере развития префронтальных областей головного мозга. Мы приведем примеры использования метода метасубъектного анализа задачи — современного метода для оценки требований задачи к емкости ментального внимания. В целом теория конструктивных операторов, в том числе представления о соотношении операторов с нейроанатомическими структурами, а также основанные на этой теории измерительные методы и метод метасубъектного анализа задачи будут полезны для психологов, а также специалистов в области образования и нейронауки, интересующих различными аспектами когнитивного развития.