?
Вариативность написаний в ранних детских письменных текстах
Идея интуитивного освоения письма в русле действия тех же механизмов, которые обеспечивают естественное освоение устной речи на родном языке, формулировалась в работах С. Н. Цейтлин и М. В. Русаковой (Цейтлин и др. 1999, Русакова 2013). Действительно, начинающие писать дошкольники бессознательно опираются на целый ряд закономерностей, вычленяемых из устного и письменного речевого образца (инпута): "Некоторые механизмы порождения письменного текста осваиваются ребенком с опорой на сознание – с помощью взрослых или на основе собственных металингвистических наблюдений и выводов. Впоследствии такого рода механизмы в большей или меньшей степени автоматизируются и переходят с ведущего уровня речевой деятельности на фоновый – свертываются (в терминологии школы А. Р. Лурия – Л. С. Выготского). Другие механизмы письменной формы деятельности осваиваются ребенком спонтанно, без опоры на сознание и без помощи со стороны взрослых членов социума – так же, как и механизмы использования естественного языка." Вариативность ранних детских написаний связана с различной степенью вычленения и отождествления элементов слова. Встречаются графические и орфографические несоответствия стандарту. Возникает необходимость сформулировать правила отождествления вариантов, маркируемых в корпусных коллекциях одним тэгом, и расподобления случаев, требующих разных тэгов в корпусе раннего детского письма.