?
"Деловой климат в розничной торговле в IV квартале 2019 года"
Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в IV квартале 2019 года»
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сегменте розничной торговли в IV квартале 2019 года.
Результаты конъюнктурного опроса руководителей более 4,2 тыс. организаций розничной торговли из 82 регионов России, проведенного Федеральной службой государственной статистики в IV квартале 2019 года, свидетельствуют о том, акцентированный рост деловой активности, наблюдаемый в организациях розничной торговли в течение I полугодия в конце 2019 г. практически полностью себя исчерпал. Особенно отчетлива образовавшаяся негативная тенденция оказалась на фоне весьма успешного II квартала, который показал лучшую траекторию восстановительной динамики с 2015 г.
Однако набранный потенциал, обеспечивший рост деловой конъюнктуры, продолжая находится под влиянием достаточно сильных сдерживающих факторов, оказался слабоустойчив, обеспечив лишь краткосрочный эффект. В результате, слабая потеря динамики роста деловой активности, начавшаяся уже в III квартале и значительно усилившись в IV-м, привела сегмент к просадке до самого неблагополучного уровня его развития 2015-2016 гг. Ухудшение состояния делового климата по итогам прошлого года транслировали практически все без исключения ключевые показатели торговой деятельности.
Произошедшие коррективы отражает динамика индекса предпринимательской уверенности[1](ИПУ) в годовом интервале, который показал достаточно высокую квартальную волатильность. Значение индикатора в IV квартале 2019 г. относительно двух предшествующих кварталов в общей совокупности снизилось на 5 п.п. до отметки (+2%). Как и кварталом ранее, наибольшее ослабление темпов роста спровоцировали компоненты, характеризующие сложившееся и ожидаемое экономическое положение.
Большинство отраслевых экономических параметров функционирования розничных организаций выявленные конъюнктурным обследованием, еще в III квартале обозначили в сложившихся и ожидаемых тенденциях негативные изменения, показывающие не только наступающее замедление отраслевого роста, но и формирование депрессивных финальных тенденций развития в IV квартале.
Следует отметить, что еще в начале второго полугодия прошлого года позитивные оценки респондентов начали накапливать негативную компоненту, предупреждая о новой волне снижения потребительского спроса, что выразилось в возобновлении сокращения заказов на реализуемые товары, ускорении падения объема продаж и товарооборота, сокращения численности. Слабые результаты экономической деятельности сопровождались финансовыми осложнениями и инфраструктурными проблемами. Впервые за последние годы руководители торговых организаций в значимой степени акцентировали внимание на ситуации активного сокращения складских площадей и роста арендной платы.
В итоге, в конце 2019 г. сформировавшиеся неблагоприятные тенденции получили продолжение и приобрели новый масштаб, подчеркнув, что «расстановка сил» в сегменте по-прежнему слабая, а динамика его развития в течение года определялась буксующим ростом с одномоментными краткосрочными ускорениями, сменяющегося откатами.
[1] Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем периоде по сравнению с предыдущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде; в процентах.