?
Добрый и дурной обман: когда лгут короли, рыцари и народ
В статье рассматриваются различные дисциплинарные режимы лжи применительно к концепции доброго и дурного обмана, изложенной в Седьмой Партиде Альфонсо Х Мудрого. Автор привлекает внимание к тому, что ложь была дозволена лишь физическим лицам, в то время как политические «сущности» (такие, как народ или король в его отношениях с народом) не должны были лгать. Это объясняется различными дискурсивными стратегиями, выбранными авторами Партид: если законы Седьмой Партид, так же, как и последние титулы Второй писались юристами, титулы о короле и народе, скорее всего, были составлены придворными теологами. С целью проведения этого анализа в статье дается экскурс в историю формирования юридического и теологического дискурсов о лжи, показывается эволюция понимания лжи, ее видов и последствий за период с поздней Античности и до Высокого Средневековья. Анализируются концепции лжи в творчестве Августина и Исидора Севильского, демонстрируется, что августинианская концепция лжи осталась наиболее влиятельной вплоть, как минимум, до середины XIII в. Юридический дискурс рассмотрен менее подробно, от Дигест Юстиниана к «Сумме Кодекса» Ацо.