?
Как звали думного дьяка Ивана Елеазаровича Цыплятева (из истории имянаречения XVI столетия)
С. 387-396.
Статья посвящена «дешифровке» конкретного случая имянаречения высокопоставленного административного чиновника в контексте общей проблемы средневековой христианской двуименности на Руси.
Язык:
русский
Ключевые слова: культ святыхимянаречениесветская христианская двуименностьмонастырские вкладывкладные и богослужебные книги
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
В книге
Иванов С. А. М. : Издательство "Индрик", 2018
Успенский Ф. Б., В кн. : У истоков и источников: на международных и междисциплинарных путях. Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. : М. : Институт российской истории РАН, 2018. С. 292-306.
Исследование посвящено двум именам царицы Агафьи († 1681), жены Федора Алексеевича. В работе затрагиваются общие проблемы светской христианской двуименности в допетровской Руси. Особое внимание уделяется при этом женской двуименности, которая, по-видимому, устроена в целом более сложно, чем двуименность мужская ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2018 С. 87-107
Статья посвящена описанию особой модели выбора имени, связанной с запретом на наречение в честь Девы Марии. На Руси имя Богоматери невозможно было получить ни в крещении, ни, судя по всему, при монашеском постриге — это ограничение весьма строго и последовательно соблюдается с домонгольского времени и до наших дней. Хорошо известно при этом, что имя Мария ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Slavisticna Revija 2018 Т. 66 № 3 С. 333-354
В работе обсуждаются основные параметры существования традиции светской христианской двуименности в средневековой Руси. Определяются принципы подбора двух имен, демонстрируется генетическая связь христианской двуименности с дву-именностью классического типа, когда у человека христианское имя из церковного календаря сочетается с именем языческим, представлены общие контуры системы многоименности на Руси. ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Языки славянских культур, 2020
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 15 декабря 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Порядок и смута. Государство, общество, человек на востоке и западе Европы в Средние века и раннее Новое время: К 85-летию Владислава Дмитриевича Назарова. : Аквилон, 2023. С. 264-275.
Данна работа посвящена именам представителей бюрократической элиты XVI -- первой половины XVII века. Обсуждается, в частности, наличие двух христианских имен в миру у А. Я. Щелкалова, И. Е. Цыплятева, Б. И. Суина, Ф. Н. Апраксина и Н. Н. Новокщенкова, рассматриваются принципы функционирования этих антропонимов, их роль в разных сферах светской и церковной жизни. ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Вопросы ономастики 2019 Т. XVI № 3 С. 9-29
С первых веков христианизации культ того святого, в честь которого человек был наречен, играет совершенно особую роль в практике русского благочестия. Традиция почитания собственных небесных тезок претерпевает определенную эволюцию: если в домонгольское время она тяготеет к известному синкретизму, совокупному почитанию всех одноименных святых, то для позднего Средневековья скорее характерна детальная точность и особое внимание к ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2018 № 4 (74) С. 63-79
В работе демонстрируется, каким образом в XVI — первой половине XVII в. выбор имени для женщины мог транслировать связь ее семьи с правящей династией в прошлом и настоящем. Причастность к власти могла воплощаться не только в том, как девочку нарекали при рождении, но и в перемене имени при замужестве и/или в монашеском постриге. Особое внимание уделяется семейной ситуации Дмитрия ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., СПб. : Евразия, 2020
Настоящая работа посвящена вычленению и предварительному описанию такой малоисследованной категории средневековой русской культуры, как многоименность. Каким образом у одного и того же человека за жизнь может накопиться три, четыре, а то и пять личных имен, употреблялись ли они все вместе или попеременно, каков был функциональный статус каждого имени, каковы были правила подбора имен и менялись ...
Добавлено: 27 ноября 2019 г.
Успенский Ф. Б., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2018
Работа посвящена истории христианской двуименности в допетровской Руси. Основное внимание сосредоточено на позднем этапе функционирования этой традиции в династии Рюриковичей и у из ближайшего окружения. В статье обсуждаются следующие вопросы: какими христианскими именами обладали царь Федор и царица Ирина, кого они почитали в качестве личных патрональных святых и когда Ирина Федоровна Годунова могла появиться на ...
Добавлено: 26 октября 2018 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Slovĕne 2021 Т. 10 № 1 С. 94-112
Настоящая работа посвящена анализу надписей и изображений, присутствующих на знаменитом артефакте, за которым закрепилось название «Ковчег князя Ивана Хворостинина». Нас будут интересовать как те тексты, которые непосредственно помещены на различных частях этого объекта, так и те, что могут быть потенциально связаны с различными его элементами. Вопреки сложившейся традиции, в статье предлагается взглянуть на ковчег не как ...
Добавлено: 28 октября 2021 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2019 Т. 64 № 1 С. 108-127
История христианской двуименности, когда человек в миру был обладателем не только крестильного, но и еще одного имени из церковного календаря, на Руси насчитывает по крайней мере пять столетий (конец XIII — XVIII в.). Это явление во многих отношениях оставалось социально и гендерно нейтральным, при этом правящая элита сыграла особую роль как в становлении этой ономастической ...
Добавлено: 1 ноября 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Scando-Slavica 2022 Т. 68 № 1 С. 157-174
В Средние века на Руси антропонимическая система была устроена так, что
один и тот же человек в миру мог иметь несколько разных имен одновременно.
Публичное имя того или иного лица далеко не всегда совпадало с тем именем,
которое он получил при крещении. При этом исследования недавнего времени
показали, что нам до сих пор оставался неизвестным полный набор личных
имен некоторых ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Складчина. Сборник статей к 50-летию профессора М.С. Макеева. : М. : ОГИ, 2019. С. 171-185.
Светская христианская двуименность на Руси постоянно закрепляла и актуализировала связь выбора имянаречения с календарем. Можно сказать, что она была самой яркой и броской приметой той месяцесловной
зависимости, в которой пребывал человек русского Средневековья.
Едва ли не каждый шаг в его жизни обретал не только дату, но и в известном смысле некое имя — имя того святого, чья ...
Добавлено: 14 декабря 2019 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вопросы ономастики 2021 Т. 18 № 2 С. 33-53
В настоящей работе рассматривается нетривиальный случай выбора и функционирования имени одного из представителей рода Тургеневых, жившего в XVII столетии. Этот частный казус позволяет обратить внимание на некоторые общие процессы эволюции русской ономастики, совершавшиеся в эпоху первых Романовых на престоле и в раннее Петровское время. Мы видим, как религиозно-культурная ориентация самодержцев влияет сначала на их ближайшее ...
Добавлено: 29 июля 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Древняя Русь. Вопросы медиевистики 2023 № 4 С. 86-99
В работе обсуждается одна из переломных точек в истории московского правящего дома, да и всей близящейся к закату династии Рюриковичей, – речь идет о пострижении в монашество княгини Евфросинии Андреевны Ста- рицкой, матери Владимира Старицкого, внука Ивана III. В широком контексте своеобразного языка имен и дат, достигшего наивысшего расцвета в эпоху Ивана Грозного, рассматривается символическая ...
Добавлено: 1 декабря 2023 г.
Себрюк А. Н., В кн. : Теоретические и прикладные аспекты лингвистики/Сборник материалов II Международной научно-практической конференции молодых исследователей. : Редакционно-издательский центр МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. С. 72-75.
В данной статье автор рассматривает отражение взаимосвязи языка и культуры на примере афроамериканских антропонимов. Антропонимикон афроамериканского английского является составляющей уникальной картины мира, которая отражает специфику мировосприятия его носителей. ...
Добавлено: 11 октября 2015 г.
Успенский Ф. Б., В кн. : Московский Кремль XV столетия. Т. 1: Древние святыни и исторические памятники.: М. : Арт-Волхонка, 2011. С. 35-39.
Добавлено: 15 августа 2021 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Вестник сектора древнерусского искусства 2023 № 1 С. 89-94
В работе — на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных — описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. ...
Добавлено: 2 декабря 2023 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., Ruthenica. Русский малакологический журнал 2009 № 8 С. 7-30
Добавлено: 15 августа 2021 г.
Дмитриев М. В., В кн. : Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. : СПб. : Алетейя, 2018. С. 28-56.
В статье проанализировано, как нормативные тексты православной культуры Московской Руси 16 - начала 17 вв. отражают и формируют представления о святости святых; анализ таких текстов как анонимное «Послание многословное", «Показание истины» новгородского монаха Зиновия Отенского, «Просветителе» Иосифа Волоцкого, ряда агиографических памятников показывает, что в основе этих представлений лежало специфическое византийско-православное учение о теозисе, и это ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., СПб. : Евразия, 2022
День рождения и имя собственное — едва ли не самый очевидный зачин для рассказа о судьбе того или
иного исторического лица. Однако обратившись к эпохе, которую принято называть Смутным временем, мы вдруг обнаруживаем, что далеко не всегда эти имена и значимые даты нам известны, даже если речь идет о правителях, не один год занимавших московский престол. Филологическое расследование ...
Добавлено: 2 июня 2022 г.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б., В кн. : Ярослав Мудрый и его эпоха. : М. : Индрик, 2008. С. 15-29.
Добавлено: 30 ноября 2013 г.
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф., В кн. : Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXXI Международной научной конференции. Москва, 12-14 апреля 2018 г. : М. : ИВИ РАН, 2018. С. 23-26.
Статья посвящена светской христианской двуименности XV–XVII вв. и возможностям ее реконструкции. ...
Добавлено: 14 августа 2021 г.
Себрюк А. Н., Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки 2013 № 2 С. 87-93
Статья посвящена специфике личных имен афроамериканцев в ее исторической перспективе. Афроамериканцы сформировали на территории США отдельный этнос, в рамках которого происходит непрерывный процесс самоидентификации, что нашло отражение в лингвистических особенностях афроамериканского варианта английского языка. На примере личных имен в статье прослеживается путь от желания полностью ассимилироваться с белым населением до полностью сепаратистских настроений. ...
Добавлено: 11 октября 2015 г.