?
Развитие подходов к изучению музеев в социальных и гуманитарных науках
Цель статьи – проанализировать, какие концептуальные подходы распространены в исследованиях музеев и как они развивались. Понимание того, что такое музей, каковы его функции и эффекты не является фиксированным и неизменным, а предметная область музейных исследований разнородна с точки зрения дисциплин, предпосылок, методов и подходов. Трансформации в культурной сфере, отдельные кейсы и выдающиеся научные работы влияли на то, как концептуализируется музей. В статье на основании анализа литературы доказывается, что в академических работах преобладает структурный подход, связанный с пониманием музея как локуса отношений власти и часто опирающийся на понятия, введенные Мишелем Фуко. Отношения власти в существующих исследованиях рассматриваются в трех аспектах: с точки зрения дисциплинирования населения, производства знания или репрезентаций, а также воспроизводства неравенства. Тем не менее, утверждается, что существует движение в сторону рассмотрения агентности, поэтому также есть способы постановки исследовательских вопросов, выдвигающих на первый план фигуру актора и анализ его действий и реакций. Эти два альтернативных способа концептуализации, через отношения власти и структурные или институциональные свойства музеев и через агентность и повседневные социальные феномены, выявляются на материалах трех тематических направлений анализа: музейной «материальности», процессов производства представлений и коммуникации. В результате охарактеризованы трансформации в социальных науках и музейном деле и формулируются новые исследовательские вопросы, актуальные с точки зрения изменяющейся музейной практики и современных теоретических подходов в социальной науке.