?
Институциональные границы академической дисциплины (случай "бухгалтерского" учета)
Вопросы институциализации различных областей знания и демаркации границ академических дисциплин в последние годы получили заметный толчок к развитию в рамках новых волн эпистемологических и институциональных исследований и интереса к междисциплинарности. Целью данной работы является моделирование процесса институциализации академической дисциплины и структуры ее институтов на примере (бухгалтерского) учета, в международном и российском контексте. В силу особенностей тематики мы будем использовать институциональный подход, а также близкий к нему социально-сетевой, в рамках которого дисциплина рассматривается как результат взаимодействия отдельных акторов, их групп и сетей в предметном дискурсе. В работе выявлены причины интереса к демаркации границ академических дисциплин вообще, и учета в частности. Институциональная структура учета определена как совокупность институтов учетных практик (техник и профессий) и учетного знания (науки и распространения знания (образования и профессиональной коммуникации)). Структурированы этапы развития всех этих институтов; особое внимание уделено институтам учетного знания. Показано, что с институциональной точки зрения сегодня учет является зрелой академической дисциплиной, обособленный раздел экономической науки и практики. Выявлены основные черты сетевой организации академического сообщества «бухгалтеров»: его герметичность облегчает обмен знаниями внутри сообщества, но препятствует поиску новых объектов и методов исследований и междисциплинарности. Обсуждаются особенности развития институтов учета в российской академической среде. Важность результатов обусловлена возможностями социального конструирования в обществе и на рынках, которые дают все экономические дисциплины, в том числе учет. Представленная в работе модель структуры институтов и сетей может быть распространена на другие дисциплины, что будет способствовать преодолению имеющегося разрыва между содержанием отечественных и зарубежных представлений об их институциональной природе и предметных полях, а также пересмотру отечественных образовательных и научных классификаторов, содержания программ обучения экономическим дисциплинам, в том числе учету.