?
Святочный рассказ и легенда в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка: сопоставительный анализ жанров
Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 24-31.
Тулякова Н. А.
Сопоставляются святочный рассказ и легенда в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. Цель исследования – определить ядерные признаки двух малых прозаических жанров и характер отношений между ними. Несмотря на то что оба жанра восходят к фольклорной несказочной прозе и обращаются к онтологическим вопросам, хронотоп, композиция, повествовательная система, сюжет данных жанров значительно отличаются, что ведет к построению различных художественных моделей мира.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Тулякова Н. А., Никитина Н. А., Studia Humanitatis 2015 № 3
Статья рассматривает жанр легенды-притчи, возникший в европейской литературе на рубеже веков, на примере цикла «Легенды» Стефана Цвейга. На основе сопоставления легенды-притчи с литературной легендой XIX века выявляются ядерные признаки новой жанровой разновидности. К ним относятся опора на религиозный претекст, выбор в качестве основной темы взаимоотношений человека и Бога, отсутствие выраженного конфликта, акцент на понятии чуда, ...
Добавлено: 19 ноября 2015 г.
Тулякова Н. А., Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 2010 № 134 С. 79-87
Рассматривается развитие жанра легенды в литературе США в XIX веке в сравнении с европейской традицией. Анализируются циклы легенд Вашингтона Ирвинга, Натаниэля Готорна, Фрэнсиса Брета Гарта, исторические легенды Джорджа Липпарда, а также легенда как часть книги очерков (в творчестве Ирвинга и Марка Твена). С одной стороны, жанр легенды используется для осмысления национальной истории. С другой стороны, ...
Добавлено: 20 сентября 2012 г.
Никитина Н. А., Тулякова Н. А., Вестник Томского государственного университета 2014 № 1 (27) С. 123-134
Статья рассматривает «Перламутровый ларец» А. Франса как цикл, объединяющий произведения разных форм малых жанров. Анализируется композиция цикла, принципы объединения и расположения входящих в цикл произведений, авторская трансформация их жанровых характеристик. Общность мотивов, повествовательных приемов и авторского отношения делают возможным объединение произведений, демонстрирующих черты литературной легенды, новеллы и рассказа, а само объединение ведет к возникновению дополнительных ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Тулякова Н. А., Кузнецова Е. О., Anafora 2016 Vol. 3 No. 1 P. 61-74
Добавлено: 21 июня 2016 г.
Стеженская Л. В., Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2020 № 6 С. 207-222
Публикация ставит своей задачей проверку одной изгипотез литературоведческой трактовкитрадиционного понятия вэнь (изящность) раннесредневековой китайской литературы. Среди источников для исследования типологии традиционной китайской литературы и, в частности, ее раннесредневекового периода, исключительное место занимает трактат «Вэнь синь дяо лун» («Резной дракон литературной мысли») Лю Се (ок. 460‒522). Согласно общепринятой ныне точке зрения, в 20 главах трактата Лю ...
Добавлено: 5 декабря 2020 г.
Молодыченко Е. Н., Вестник Томского государственного университета. Филология 2019 № 57 С. 79-102
В статье анализируется один жанр в составе новых лайфстайл-СМИ. Речевые закономерности текста исследуются в разрезе параметров прагматического контекста путем одновременной операционализации категорий «жанр» и «дискурс». Доказывается, что эти категории обусловливают два вида речевой системности в пределах текста. Интерпретация этих видов речевой системности позволяет продемонстрировать их обусловленность как коммуникативным контекстом, так и социокультурной спецификой явления «лайфстайл». ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Крылова Л.К., Opera Slavica. Slavistické rozhledy 2013 Т. XXIII № 2 С. 7-16
Статья посвящена исторической стилистике русского языка – одному из наиболее актуальных и перспективных направлений историко-лингвистических исследований. Историческая стилистика рассматривается в двух аспектах: как функциональная стилистика, изучающая закономерности употребления языка в памятниках различ¬ной жанровой отнесенности, в текстах, характеризующихся спецификой частных функций и коммуникативных задач; как стилистика ресурсов, изучающая процесс становления, развития и функционирования стилистических средств различных ...
Добавлено: 15 октября 2013 г.
Чантуридзе Ю. М., Вестник Новосибирского Государтсвенного Педагогического Университета (Россия) 2014 № 6 С. 177-186
На сегодняшний момент лингвисты располагают значительным количеством работ, посвященных отдельно понятиям жанра и дискурса, однако жанровое своеобразие политического дискурса еще не в полной мере описано, поэтому задачей данной статьи является выделение и характеристика нового жанра политического дискурса – жанра победной речи будущего президента.
В основе работы лежит метод функционального описания жанра инаугурационной речи Е.И.Шейгал, поскольку можно ...
Добавлено: 31 июля 2015 г.
Никитенко Е. Л., Вестник РГГУ. Серия "Востоковедение. Африканистика" 2014 № 6 С. 148-154
В статье затронут вопрос построения рассказа о себе в классической персидской литературе, рассматривается влияние литературного канона на принцип отбора фактов биографии автора и на метод их подачи. ...
Добавлено: 15 октября 2017 г.
Потсар А. Н., Медиаскоп 2012 № 1
Российское медиапространство продолжает обновляться как в технологическом, так и в речевом отношении. Под влиянием публичной политики, осуществляемой в значительной степени через масс-медиа, трансформируется жанр колонки. Для непрофессионального колумниста общественное положение оказывается важнее его речевых навыков и соответствия законам жанра. Проведенный в статье анализ показывает, что действующие политики используют колонку в СМИ в прагматических целях, и ...
Добавлено: 15 марта 2013 г.
Проскурнин Б. М., Хьюитт К., Попова И. Ю. и др., СПб. : Маматов, 2021
В книге на примере романного творчества ряда английских писателей XIX – XXI вв. рассматриваются основные этапы развития ведущего жанра мировой и английской литератур. В главах монографии, написанных англистами Москвы, Минска, Екатеринбурга, Владивостока, Казани, Оксфорда, Саратова, Уфы и Перми, анализируется художественное своеобразие избранных произведений Дж.Остен, Ч.Диккенса, Э.Троллопа, Дж.Элиот, Т.Гарди, В.Вулф, Д.Г.Лоуренса, И.Во, Гр.Грина, А.Мёрдок, Х.Мантел и ...
Добавлено: 7 июня 2021 г.
Смоленск : СмолГУ, 2012
Сборник материалов XXI международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (20-22 сентября 2011 г., Смоленск) ...
Добавлено: 11 декабря 2014 г.
Хотинская А. И., Вопросы филологических наук 2005 № 4 С. 62-68
Исследование проблемы «Дж. Ш. Ле Фаню и английский сенсационный роман» - с привлечением культурного контекста, в котором сформировался английский сенсационный роман, его восприятия викторианской критикой, а также материала по викторианским периодическим журналам, в которых публиковались сенсационные романы. ...
Добавлено: 16 декабря 2012 г.
Тулякова Н. А., Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences 2022 Vol. 15 No. 4 P. 504-514
Добавлено: 8 сентября 2016 г.
Тулякова Н. А., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология 2012 Т. 1 № 3 С. 74-81
В статье рассматриваются основные формы вставных рассказов в книге «Альгамбра» Ирвинга. История является жанром с наименее четкими формальными признаками. Анекдот представляет собой поучительный случай с участием исторических лиц и точной локально-временной отнесенностью. Легенда строится по законам волшебной сказки и становится главной формой романтического повествования. ...
Добавлено: 14 ноября 2012 г.
М. : Московский педагогический государственный университет, 2010
Книга представляет собой сборник статей и материалов, подготовленных участниками XXII Пуришевских чтений «История идей в жанровой истории». В числе рассматриваемых вопросов – научные и философские идеи в движении жанров, жанровое многообразие воплощения концепций истории и метаистории и пр. ...
Добавлено: 23 октября 2012 г.
Тулякова Н. А., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 2 С. 33-44
В статье анализируется корпус текстов, имеющих тавтологический жанровый идентификатор «легенда» в заголовочном комплексе. Данные тексты рассматриваются как «ядро» жанра литературной легенды благодаря эксплицированной авторской интенции. Определяются стабильные признаки жанра, характерные для всех текстов корпуса, и вариативные, не имеющие формообразующего значения. ...
Добавлено: 24 октября 2013 г.
Андреев М. Л., Вопросы литературы 2016 № 2 С. 190-220
Статья посвящена типологии комедии, рассмотренной во всех ее исторических формах и разновидностях, от Менандра до Чехова. В качестве главного дифференцирующего элемента берется категория препятствия на пути героев любовной коллизии и на этой основе выделяются пять ведущих типов комедии. ...
Добавлено: 17 октября 2016 г.
Пронина Т. Д., Новый филологический вестник 2014 № 3 (30) С. 96-104
На материале одного из стихотворений О.Э. Мандельштама автор статьи проводит исследование жанрового инварианта оды. Категория жанра используется как инструмент углубленного прочтения литературного текста. В работе развивается теоретическое воззрение на лирический род поэзии как на перформативную форму художественного письма. ...
Добавлено: 1 марта 2017 г.
Тулякова Н. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология 2019 № 58 С. 24-42
В начале XIX в. в русской литературе появляются тексты с жанровыми рефлексивами «легенда» и «предание», входящими в состав заголовочного комплекса. Сформированность канона жанров к концу века позволяет предположить, что данные рефлексивы являются сигналом зарождения жанра. В статье сопоставляются художественные тексты, обозначенные В.Ф. Одоевским, Н.А. Полевым, Н.В. Кукольником как легенды и предания. Цель исследования – определить, ...
Добавлено: 22 марта 2018 г.
Кириченко В. В., Известия Южного федерального университета. Филологические науки 2020 Т. 24 № 2 С. 171-179
Предпринимается попытка определения сложных взаимоотношений правды и вымысла в автобиографическом романе Жоржа Перека «W, или Воспоминание детства». Целью данной статьи является установление того, каким образом внутри автобиографического текста Перека происходит смешение фактуального и фикционального, которое можно обозначить термином «автовымысел». ...
Добавлено: 19 сентября 2020 г.
Пермь : Пермский государственный университет, 2009
В тринадцатом выыпуске межвузовского тематического сборника, посвященном юбилею проф. М.П. Котюровой, разрабатываются общие вопросы функциональной стилистики и теории речевой коммуникации, решаются актуальные проблемы соотношения стереотипного и творческого компонентов в текстах различной стилевой и жанровой принадлежности, рассматриваются новые явления в языке и стиле текстов массовой коммуникации. В авторский коллектив выпуска входят ведущие российские ученые, а также ...
Добавлено: 3 февраля 2015 г.
Никитенко Е. Л., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2016 № 3 С. 39-47
Статья затрагивает проблему авторской мотивации при написании персоязычных «рассказов о себе» до XVIII в. Некоторые персоязычные авторы перечисляют причины составления автобиографических сочинений, и одна из них – желание побороть печаль и боль при помощи разговора о собственной персоне. Это – единственный из аргументов в защиту автобиографии, отсылающий к внутреннему миру авторов. В статье рассмотрены традиционные ...
Добавлено: 15 октября 2017 г.
Родина М. А., Вестник Томского государственного университета 2019 № 440 С. 24-28
В статье сравниваются два английских романа ХХ века – The Ministry of Fear (1943) Грэма Грина и The Heat of the Day (1949) Элизабет Боуэн – с точки зрения приемов, используемых их авторами для создания атмосферы таинственности. Выбор материала обусловлен очевидным сходством сюжетов романов, а также тем, что оба автора служили агентами британской разведки во ...
Добавлено: 16 ноября 2018 г.