?
Борьба за урожай: мобилизационные кампании в деревне в 1946–1953 годах (на примере Молотовской области)
Политические кампании были в сталинскую эпоху распространенным способом управления страной. Рассматривая их как управленческий механизм и учитывая его реальное воплощение, можно лучше понять политические проблемы того времени. Мобилизационные политические кампании имели стандартную структуру: идеологический посыл через центральную, а затем и местную прессу; организационный этап; мобилизация масс; реализация целей и задач кампании, сопровожд ающаяся поддержкой прессы; отчет об успехах (также с публикацией в газетах). Типичными примерами мобилизационных по форме кампаний в деревне могут служить уборочные и посевные. На примере Молотовской области рассматриваются содержание этих кампаний в после военные годы, а также некоторые тактики и неформальные практики, которые оказывали влияние на ход кампаний. Газета «Правда» вместе с другими центральными газетами регулярно публиковала стимулирующие к развитию мобилизационной кампании статьи о хлебозаготов ках и социалистических обязательствах. Парторганизации, клубы, избы - читальни должны были вести активную пропагандистскую работу на селе, организовывать общие собрания, лекции, беседы, развивать радиосеть. Колхозники брали повышенные обязательства. Однако на практике планы не выполнялись, и газеты регулярно критиковали за это. Но отчет о результатах был из года в год оптимистичным. Причины невыполнения планов были разными: от проблем с техникой до простых хищений. Люди не были материально заинтересованы в перевыполнении планов, они выживали. В мобилизационных кампаниях власть пыталась разрешить государственную проблему снабжения продуктами, и в известной мере это ей удавалось. Однако реальное воплощение отличалось от идеальных планов.