?
Факторы национализации партийной системы современной России
Статья посвящена изучению основных факторов, обуславливающих национализацию партийной системы современной России. Национализация в данном исследовании понимается в двуедином ключе как способность политических партий повсеместно участвовать в избирательных кампаниях, а также как территориальная однородность голосования. Это позволяет изучить становление общенациональных партий, опирающихся в процессе политической конкуренции на общенациональные паттерны электорального поведения граждан. В фокусе исследования находятся федеральные и региональные парламентские выборы в электоральном цикле 2012-2016 гг. (пропорциональная часть). Для достижения поставленной задачи автор конструирует индекс национально-регионального покрытия, способный учитывать стратегии политических партий по участию в избирательных кампаниях на разных территориальных уровнях. Значения индекса в исследуемый период показывают существенную вариацию в территориальном электоральном участии партий в зависимости от уровня их институционализации (парламентские/непарламентские), а также «возраста». Кроме того, проведено статистическое моделирование электоральных данных, отражающих территориальную однородность голосования в российских регионах на выборах в Государственную Думу VII созыва (на основе индекса Джонса – Мейнуоринга). Так, использование метода главных компонент позволило установить, что общая структура национализации голосования весьма компактна и схожа со структурой уровня поддержки, где «Единая Россия» занимает обособленную от всех других партий позицию в электоральном пространстве (так называемое «структурное доминирование»). При этом важно учитывать размежевание между федеральными парламентскими партиями и несистемной оппозицией в совокупности с наиболее активными спойлерами. В свою очередь, регрессионный анализ подтвердил значимость региональных политических факторов в их влиянии на национализацию голосования наряду с предикторами социетальной диверсификации. В частности, это касается способности глав региональной исполнительной власти консолидировать элиты с целью обеспечения не только победы партии-инкумбента, но и высокого уровня гомогенности голосования на фоне маргинализации несистемной оппозиции, которая зачастую не принимает участия в бесперспективных для себя регионах.