?
«Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского в контексте учений о методе XVI–XVII вв.
Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 5 (43). С. 49-64.
Иванова Ю. В.
Цель статьи - воссоздать контекст образовательной модели, предложенной Яном Амосом Коменским в поздний период его жизни в сочинении «Мир чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus, изд. 1658). Было показано, что в педагогической мысли Коменского находят отражение две конкурирующие модели производства знания и изучения наук, распространенные в его эпоху: математическая и топическая. Эвристический потенциал топического метода и базирующейся нанем «науки правдоподобного» был продемонстрирован на примере юридической топики Дж. Вико на фоне его предшественников (Каччалупи, Вультейус).
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: юриспруденцияДжамбаттиста ВикотопикаjurisprudenceGiambattista VicotopicsJ. A. KomenskyЯ. А. Коменскийverisimilardoctrine of methodправдоподобноеучение о методе
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Соколов П. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2017 Т. 4 № 45 С. 31-40
Статья посвящена сравнению концепций гражданского воспитания, разработанных двумя крупными теоретиками педагогики раннего Нового времени — Яном Амосом Коменским и Джамбаттистой Вико. Доказывается, что, если у Коменского обучение благоразумию (prudentia) посредством обращения себе на пользу случая (emendatio casus) осмысляется в категориях христианско-стоической аскезы, то Вико основывает свою гражданскую пайдейю на устроении дорефлексивной сферы посредством топики и ...
Добавлено: 12 июня 2017 г.
В монографии, созданной объединенными усилиями ученых Италии, России, Бразилии и Японии, освещаются новые методы и перспективы междисциплинарных исследований творчества Джамбаттисты Вико - одного из виднейших европейских мыслителей XVIII столетия, в Новейшее время переоткрытого и прославленного в качестве отца-основателя или радикального реформатора целого ряда дисциплин: социологии, философии истории, философской антропологии, философии языка, современной филологии, а также ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Иванова Ю. В., Соколов П. В., Диалог со временем 2016 № 56 С. 72-94
Статья посвящена взаимоотношениям еврейской и языческой версий истории в конструкции «новой науки» (scienza nuova) Джамбаттисты Вико. Для прояснения контекстов и импликаций мысли Вико привлекаются тексты двух важных для неаполитанского философа авторов Сейченто: Исаака Ла Пейрера (сочинения о преадамитах и о «призвании иудеев» в конце человеческой истории) и Самюэля Бошара («Священная География»). Рецепция Вико концепций Ла ...
Добавлено: 15 апреля 2016 г.
Иванова Ю. В., Соколов П. В., LOGOS, Rivista del Dipartimento di Filosofia "A. Aliotta"-Università degli Studi di Napoli Federico 2017 No. 12 P. 47-56
Добавлено: 15 апреля 2016 г.
Иванова Ю. В., Bollettino del Centro di Studi Vichiani 2017
This study contrasts Vico's conception of the physics based on ingenium, developed in chapter five of De ratione, to its alleged counterpart, Cartesian deductive natural science. By examining the various “faces” and ramifications of Cartesian physics with a special focus on Thomas Burnet's “ingenious physics”, we demonstrate the affinity of some versions of the Cartesian hypothetical approach to ...
Добавлено: 15 апреля 2016 г.
Иванова Ю. В., Enthymema 2016
Статья посвящена функции юридического языка и месте науки о праве в поздних сочинениях Вико, «Всеобщем праве» (1720-23) и «Новой науке». Было показано, что эволюция отношения неаполитанского мыслителя к юриспруденции была тесно связана с изменением в понимании практического измерения «новой науки». Если адресат «Всеобщего права» — юрист, объединяющий в себе качества философа и государственного мужа, то «Новая ...
Добавлено: 15 апреля 2016 г.
Иванова Ю. В., Соколов П. В., Laboratorio dell'ISPF 2016 Vol. 13 No. 8
This study contrasts Vico's conception of the physics based on ingenium, developed in chapter five of De ratione, to its alleged counterpart, Cartesian deductive natural science. By examining the various “faces” and ramifications of Cartesian physics with a special focus on Thomas Burnet's “ingenious physics”, we demonstrate the affinity of some versions of the Cartesian hypothetical approach to ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Иванова Ю. В., Соколов П. В., Synthesis Philosophica 2015 No. 2 P. 229-241
Добавлено: 15 апреля 2016 г.
Почекаев Р. Ю., Золотоордынское обозрение 2020 Т. 8 № 4 С. 737-752
Цель: характеристика юридической науки в Золотой Орде (Улусе Джучи). Рассматриваются основные этапы развития золотоордынской юриспруденции, выявляются основные ее научные центры на территории этого государства.
Материалы исследования: исследование базируется на классических и новейших трудах по истории Золотой Орды и отдельных ее аспектах (включая те, которые лишь в последнее время стали активно изучаться специалистами – в частности, религия, культура и ...
Добавлено: 29 декабря 2020 г.
Дементьева Т. М., Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогика и психология 2012 № 4(3) С. 14-19
В статье раскрывается связь профессиональной и иноязычной коммуникативной компетентности в процессе изучения немецкого языка в сфере юриспруденции, определяется роль профессионально-ориентированной иноязычной компетентности в профессиональном развитии будущих юристов, обосновывается значимость применения профессиональных знаний и умений бакалавров юриспруденции в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности. ...
Добавлено: 6 марта 2013 г.
Соколов П. В., LOGOS, Rivista del Dipartimento di Filosofia "A. Aliotta"-Università degli Studi di Napoli Federico 2014 No. 8
This article is focused on the epistemological status of the New Science XLI Element, situated at an intersection of Biblical hermeneutics, civil science, and Cartesian «hypothetical cosmology». Our study seeks to disentangle the web of polemical contexts coming together in the «diluvian postulate» and to explain the peculiarity of this hybrid political–physical argument within the economy of ...
Добавлено: 30 ноября 2013 г.
М. : МАКС Пресс, 2015
Второй выпуск Научно-методического ежегодника гимназии № 1514 посвящен проблемам метода гуманитарных наук, аналитическим исследованиям в области истории и семиотики культуры, русской литературы, комментирования текстов и конкретным педагогическим практикам, которыми делятся коллеги, учителя, выпускники, сотрулничающие с гимназией ученые-педагоги.
Сборник статей адресован как специалистам в области преподавания истории культуры, литературы, отечественной истории, так и всем интересующимся этой проблематикой. ...
Добавлено: 17 марта 2016 г.
Леенсон Е. И., Большой город 2012
Автор одного из лучших учебников по истории России (в соавторстве с Андреем Юргановым) и учитель истории в гимназии 1543 Леонид Кацва — о том, как учили в советское время, нужно ли обсуждать с детьми политику, можно ли научить насильно, и любимых учениках. ...
Добавлено: 12 октября 2017 г.
Тарту : University of Tartu Press, 2013
Коллективная монография, подготовленная в рамках международного проекта Эстонского научного фонда, представляет собой первую в литературоведении попытку описать корпус стихотворений А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского, А.В. Кольцова, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова и др., которые оказались наиболее востребованными в школьном преподавании, заучивались наизусть и потому входили во все школьные хрестоматии вплоть до ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Gorizontow L., Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej 2013 Vol. 11 No. 3 P. 15-23
Достигнутое российскими и польскими историками взаимопонимание в оценке общего прошлого не находит пока должного отражения в практике школьного преподавания. Отсюда важность двустороннего проекта, направленного на подготовку учебных пособий для учителей, который стартовал летом 2013 г. Сложившийся в школе интерес к истории российско-польских отношений обеспечит приток студентов на соответствующие специализации, в том числе реализуемые в формате ...
Добавлено: 26 февраля 2014 г.
Можайский А. Ю., Hypothekai 2021 № 5 С. 172-190
В статье рассматривается дидактическая составляющая Пифийской восьмой оды Пиндара. Данная ода выбрана для разбора по причине включения в нее фиванской мифоисторической линии, а именно сюжета о «Семеро против Фив» и похода эпигонов на Фивы, что необычно для эпиникиев Пиндара, прославляющих эгинских аристократов. В данной оде, Пиндар наставляет победителя на Пифийских играх — эгинета Аристомена с ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.
Рязань : Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, 2012
В настоящий сборник вошли тексты докладов и сообщений участников Всероссийской научно-практической конференции «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты», состоявшейся в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина 29 ноября 2012 года. Предназначен для специалистов-историков, преподавателей школ и вузов, студентов и аспирантов исторических факультетов. ...
Добавлено: 17 января 2014 г.
Соколов П. В., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2017 № 1
Статья посвящена исследованию статуса и функций натуралистического, т.е. прежде всего медицинского, аргумента в политических сочинениях нидерландских авторов Золотого века от Франко Бургерсдейка до братьев Й. и П. Де ла Куров. Было продемонстрировано, как специфические эмбриологические и медицинские теории этих авторов, а также их концепции воспитания и теория эмблематики позволили на новых основаниях объединить риторику, этику ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Бондаренко Д. М., Social Evolution & History 2014 Vol. 13 No. 2 P. 97-118
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Рязань : Рязанский государственный педагогический университет им. С.А. Есенина, 2012
В настоящий сборник вошли тексты докладов и сообщений участников Всероссийской научно-практической конференции «Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты», состоявшейся в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина 29 ноября 2012 года.
Предназначен для специалистов-историков, преподавателей школ и вузов, студентов и аспирантов исторических факультетов. ...
Добавлено: 4 марта 2013 г.
Нижневартовск : Издательство Нижневартовского государственного университета, 2015
Часть I издания включает статьи участников конференции секций «История идей и история обще- ства», «Отечественная история и методика обучения истории», «Документационное обеспечение в системе управления», «Актуальные вопросы филологии и массовых коммуникаций», «Когнитивно-дискурсивная парадигма: теория и практика». Авторы освещают актуальные проблемы всеобщей истории, теории истории, историографии, проблемы отечественной истории и документоведения. ...
Добавлено: 22 апреля 2015 г.
Маслинский К. А., Историко-педагогический журнал 2016 № 4 С. 76-85
В статье обсуждаются исторические условия, способствовавшие формированию характерной для советской школы 1950-х - 1980-х гг. системы дисциплинарного давления, использующей детский коллектив. Такое педагогическое давление зачастую принимало формы пионерской и комсомольской работы с отстающими и нарушителями дисциплины. Предложена гипотеза, что отмена школьных наказаний в 1918 году и специфика социокультурного контекста 1920-х привели к отработке и последующей ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Эклоф А. Б., Lisovskaya E., European Education 2020 Vol. 52 No. 3 P. 185-192
Добавлено: 1 декабря 2020 г.
Н. Новгород, Саров : Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2009
В сборнике опубликованы статьи, посвященные широкому спектру региональных проблем международных отношений и внешней политики великих держав в новое и новейшее время. ...
Добавлено: 13 января 2014 г.