?
Деловой климат в сфере услуг в IV квартале 2016 года
Результаты проведенного обследования позволяют констатировать сохранение неблагоприятного делового климата на российском рынке услуг в IV квартале 2016 года. Согласно оценочным суждениям предпринимателей, основные показатели деятельности сервисных организаций продолжали постепенно ухудшаться. Динамика обобщающего индикатора обследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) – на протяжении двух предыдущих кварталов давала определенные надежды на зарождение позитивной тенденции к выходу сферы услуг из затянувшейся рецессии. Однако в конце года значение ИПУ снизилось на 1 п. п. до отметки (-7%), что было обусловлено достаточно существенным (на 3 п. п.) падением одного из его компонентов – баланса оценок фактического изменения спроса на услуги. Отрицательные значения ИПУ в IV квартале 2016 г. сложились в 13 из 14 наблюдаемых видах деятельности. В зоне относительного благополучия остались только услуги страхования, где ИПУ сохранил невысокое, но все же положительное значение (+3%). Статус аутсайдера сохранил сегмент ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования (-16%). Траектория ИПУ на протяжении последних двух лет «зависла» в узком диапазоне отрицательных значений от (-6) до (-8)%, демонстрируя слабую деловую активность и отсутствие видимых признаков улучшения ситуации на рынке услуг. Очевидной причиной такого положения дел остается перманентное падение реальных доходов населения – основных потребителей услуг и, как следствие, растущий дефицит платежеспособного спроса на услуги. Прогнозы на I квартал 2017 г. сохранили нейтральный характер по большинству индикаторов деятельности организаций, за исключением динамики численности работников и прибыли, где превалировали негативные прогнозы. С учетом «разрыва ожиданий» это свидетельствует о продолжении стагнации в сфере услуг как наиболее вероятном сценарии на краткосрочную перспективу. Очевидно, предприниматели не видят предпосылок для кардинального перелома негативной тенденции в условиях продолжающегося снижения реальных доходов населения и потребительского спроса. На верхней позиции рейтинга факторов, ограничивающих развитие сферы услуг, на протяжении последних двух лет находится дефицит спроса на услуги; в IV квартале текущего года на эту проблему указали 51% респондентов.