?
МОЖНО ЛИ БЫЛО КУПИТЬ «ГРАДУС» ДОКТОРА В XVIII ВЕКЕ?
Высшая школа экономики
,
2015.
№ 01.
В документах и материалах по ранней истории Московского университета содержится не- мало загадок, на которые сегодня не просто найти ответы. К этим загадкам относится и вопрос о порядке присуждения ученых степеней. Неужели они тогда были предметом купли-продажи? В работе предпринята попытка найти ответ на этот вопрос путем выяснения смысловых гра- ниц и историко-культурного содержания понятия «ученая степень» в Европе раннего Нового времени. Каков был социальный статус обладателя докторской степени? Что представляла собой процедура ее присуждения? Какую роль в этой процедуре играла диссертация?
Научное направление:
История и археология
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Маслинский К. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2015 № 1 (36) С. 56-72
Задача этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Статья разделена на две части. Первая часть представляет собой краткий исторический очерк о правилах поведения в дореволюционной и советской школьной политике и практике. Материалом послужили упоминания этих правил в постановлениях советской власти и советских нормативных ...
Добавлено: 25 марта 2015 г.
Маслинский К. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология 2015 № 2 (37) С. 41-58
Задачи этой статьи — проанализировать советские школьные правила как часть непрерывной школьной традиции и как способ репрезентации образа советского школьника. Вторая часть статьи посвящена анализу содержания корпуса из 21 текста правил, напечатанных в СССР (1937—1984) типографским способом от имени отдельных школ. Текст правил, взятый в отдельности, не может использоваться как прямое свидетельство дисциплинарной практики, однако ...
Добавлено: 26 августа 2015 г.
Уваров П. Ю., History of Education and Children's Literature 2014 Vol. IX No. 1 P. 227-250
The article explores the 16-th century lawsuit in Paris University. If we look for the causes of future collisions in the 1586 court hearings, then we should speak more generally about the conflict between the Theology and Art Faculties, between the dean and the Rector, or between the Sorbonne and Navarra colleges. Latent rivalry, hitherto ...
Добавлено: 29 января 2014 г.
Вишленкова Е. А., Парсамов В. С., Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 2014 № 3 (20) С. 164-172
Статья посвящена истории осмысления университетского прошлого в меняющихся условиях российского существования. В расширении жанров и дискурсов описания авторы видят процесс превращения университетских исследований из прославительного письма в научную субдисциплину. Выстроенные в линейной последовательности двухсотлетней длительности, большие и малые нарративы университетского прошлого предстают версиями группового самоосмысления и самоидентификации. ...
Добавлено: 30 сентября 2014 г.
K.A. Maslinsky, Russian Education and Society 2016 Vol. 58 No. 5-6 P. 428-451
Добавлено: 18 апреля 2017 г.
P. : Librairie orientaliste Paule Geuthner S. A., 2014
Syrians who spoke Aramaic idiom developped Greek scientific tradition and handed it over to the Arabs. The ways of that transmitssion are traced in the volume. ...
Добавлено: 13 ноября 2014 г.
Салоников Н. В., Суториус К. В., Отечественные архивы 2019 № 6 С. 52-59
В статье представлен обзор архивных документов 1723–1725 гг. из фондов Российского государственного исторического архива, Государственного архива Новгородской области и архива Санкт-Петербургского института истории РАН, которые относятся к тому периоду в истории Новгородской архиерейской школы, когда она стала площадкой для подготовки учителей епархиальных школ Российской империи. Исследуемые документы не только прекрасно иллюстрируют синодальное делопроизводство и работу ...
Добавлено: 26 сентября 2020 г.
Алиева О. В., М. : Издательство Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина, 2018
В издании представлен новый перевод «Послания к юношам» свт. Василия Великого (IV в.), снабженный параллельным греческим текстом и подробными комментариями к нему. Во вступлении подробно рассмотрены исторический контекст создания послания и его литературные особенности, очерчен круг античных авторов, на которых опирался святитель при работе над текстом, а также проведено сравнение с двумя другими «посланиями об ...
Добавлено: 5 мая 2017 г.
Вишленкова Е. А., М. : Институт российской истории РАН, 2018
Юбилейное издание, выпущенное Институтом российской истории, посвящено истории культур и образования императорской России. Коллектив авторов рассматривает вопросы становления российского образования, библиотек, чтения. ...
Добавлено: 5 ноября 2018 г.
Лоскутова М. В., Laboratorium. Журнал социальных исследований 2015 № 3 С. 197-202
Рецензия на книгу "Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940–1980-е). Коллективная монография. Ред. и сост.: И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: НЛО, 2015." Рассматривается общий замысел монографии, освещается ее структура, подробно раскрывается содержание отдельных глав. В заключении высказывается ряд соображений о том, как связан ряд сквозных тем монографии с современным состоянием образования ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Парсамов В. С., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2013. № WP 6/2013/04.
В работе раскрываются обстоятельства создания первой юбилейной истории Московского университета (1855). Автор показывает зависимость концепции университетского прошлого от интерпретации С.П. Шевыревым конфликта между министром С.С. Уваровым, попечителем С.Г. Строгановым и председателем комитета 1849 года Д.П. Бутурлиным. В результате юбилейный текст «Истории Московского университета» стал не беспристрастной реконструкцией, а историческим аргументом в пользу университетской политики Уварова. ...
Добавлено: 30 января 2014 г.
Тавареш Р., СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009
"Небольшая книга о Великом Землетрясении" португальского писателя, историка и культуролога Руи Тавареша посвящена описанию и анализу последствий губительной природной катастрофы — землетрясению и моретрясению, почти полностью разрушивших 1 ноября 1755 года богатый и пышный город Лиссабон, столицу могущественной колониальной империи. По мнению автора, лиссабонское бедствие, получившее огромный международный резонанс, может рассматриваться, наряду с пожаром Рима ...
Добавлено: 12 ноября 2015 г.
Марей Е. С., Вестник РГГУ. Серия "Исторические науки. Всеобщая история" 2013 № 13 С. 66-78
«Дифференции» Исидора Севильского по форме представляют собой грамматический трактат в двух книгах, написанный с целью различения синонимов. В первой рассматриваются понятия, относящиеся ко всем сферам знания, а во второй – лишь к богословию. По мнению Исидора, изучение происхождения слов и установление их точного значения дает возможность понять истинный смысл того или иного явления, в том ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Чащухин А. В., Реброва И. В., Лебина Н. Б. и др., СПб. : Алетейя, 2013
Коллективный труд российских и зарубежных историков по различным проблемам социальной истории России ставит задачей развитие всех направлений социальной истории, включает новые конкретно-исторические тексты, основанные на серьезных архивных изыскан иях, в том числе в региональных архи во х р ан илищах , д а е т представление об актуальных тенденциях развития социальной истории России и Европы, ...
Добавлено: 18 марта 2014 г.
З.С. Гатина, Е.А. Вишленкова, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 2014 № 1 (18) С. 168-178
В XIX веке Россия имела более сложную систему научной аттестации, чем сегодня. С основания университетов в ней сосуществовали три разных иерархии научных званий: для выпускников духовных школ, медицинских факультетов и для воспитанников всех остальных университетских факультетов. В современной историографии две из них были объектами изучения, а иерархия медицинских званий - нет. В данной статье изложены ...
Добавлено: 20 ноября 2013 г.
Маслинский К. А., Историко-педагогический журнал 2016 № 4 С. 76-85
В статье обсуждаются исторические условия, способствовавшие формированию характерной для советской школы 1950-х - 1980-х гг. системы дисциплинарного давления, использующей детский коллектив. Такое педагогическое давление зачастую принимало формы пионерской и комсомольской работы с отстающими и нарушителями дисциплины. Предложена гипотеза, что отмена школьных наказаний в 1918 году и специфика социокультурного контекста 1920-х привели к отработке и последующей ...
Добавлено: 9 января 2017 г.
Левинсон К. А., М. : Памятники исторической мысли, 2017
В книге рассматриваются буквари, азбуки и другие учебники для начальной школы, использовавшиеся в раннее Новое время в Европе. ...
Добавлено: 24 октября 2017 г.
Вишленкова Е. А., Kwartalnik Historii Nauki i Techniki. Quarterly Journal of the History of Science and Technology 2018 No. 4 P. 93-114
Добавлено: 21 ноября 2018 г.
Агапова А. А., Историческая экспертиза 2021 № 1 С. 287-291
Рецензия посвящена проблеме организации результатов исследований, объединенных общей темой дворянского образования, в рамках сборника. ...
Добавлено: 2 июля 2021 г.
Зарецкий Ю. П., / Высшая школа экономики. Серия WP19 "Исторические исследования". 2017. № 01.
В этой работе речь идет о начальном периоде истории Московского университета. В цент- ре ее внимания – фигура Иоганна Виганда (Johann Wigand), протестантского пастора, с конца 1782 по 1793 год исполнявшего в нем обязанности профессора всеобщей истории. Почему именно Виганд? Во-первых, потому что о нем и его работе в университете мало что известно – как, ...
Добавлено: 24 октября 2017 г.
М. : Институт российской истории РАН, 2018
Сборник статей, посвященный юбилею доктора исторических наук А.Е. Иванова. Книга состоит из трех разделов: Наука и образование, Менталитет и идеология, Политическая элита и культура ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Белик К. М., Гришина Н. В., Диалог со временем 2021 № 75 С. 82-97
Изучение научного языка и структурных элементов диссертации является важным аспектом в исследовании диссертационной культуры. На рубеже XIX–XX в. формируются негласные правила написания вводного раздела диссертаций. Авторами предпринята попытка проанализировать процесс оформления академических конвенций. В статье проведен сравнительный анализ текстов предисловий диссертаций по русской истории представителей Московской и Петербургской школ. Были сделаны выводы о специфике вводного раздела диссертации ...
Добавлено: 14 мая 2021 г.
Руткевич А. М., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2014. № 02.
В данном эссе рассматривается история европейского высшего образования в ее соотношении с историей философской мысли. Философские и риторские школы в античности, средневековый и гумбольдтовский университеты, современный массовый университет – таковы институты высшего образования в рамках нашей цивилизации. На каждом этапе система высшего образования опиралась на ряд философских идей о мире и человеке, а философское образование ...
Добавлено: 11 июня 2014 г.
Наследие древнеримского политика, оратора и интеллектуала Марка Туллия Цицерона рассмотрено как совокупность текстов, которые на протяжении столетий включались в учебные планы для гуманитариев и которые существенно изменили нарративную традицию, фиксирующую способы понимания гуманитарной реальности. Ключевым для авторов стал следующий вопрос: как и с какими целями наследие Цицерона предъявляется гуманитариям в учебных текстах в первые два ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.