?
Motivation for Ethno-Cultural Continuity as a Predictor of Acculturation and Adaptation in Two Generations of Latvian Russians
Высшая школа экономики
,
2015.
No. WP BRP 47/PSY/2015.
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации к этнокультурной преемственности и стратегий аккультурации русского меньшинства в Латвии. Мы опросили 112 семей русских(родители: N=112, возраст 35-59, Me=42; подростки: N=112, возраст 16-24, Me=17). В опросник были включены шкалы мотивации к этнокультурной преемственности, стратегий аккультурации, социокультурной адаптации и самоуважения. С помощью моделирования структурными уравнениями мы выявили, что мотивация к этнокультурной преемственности, стратегия ассимиляции, самоуважение и социокультурная адаптация родителей значимо связаны с теми же параметрами у их детей. Мы нашли позитивные взаимосвязи мотивации к этнокультурной преемственности со стратегией интеграции и самоуважением у родителей, а также мотивации к этнокультурной преемственности и самоуважения у детей. Мотивация к этнокультурной преемственности подростков взаимосвязана с предпочтениями стратегии сепарации. Интеграция положительно взаимосвязана с самооуважением и социокультурной адаптацией, в то время как стратегии ассимиляции, маргинализации и сепарации негативно взаимосвязаны с самоуважением в обоих поколениях.
Ключевые слова: адаптацияаккультурацияинтеграцияacculturationintegrationadaptationэтнические меньшинстваwell-beingблагополучиеethnic minoritiesmotivation for ethno-cultural continuityмотивация к этнокультурной преемственности
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Journal of Cross-Cultural Psychology 2017 Vol. 48 No. 5 P. 682-697
Добавлено: 10 мая 2017 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Psychology in Russia: State of the Art 2016 Vol. 9 No. 1 P. 98-111
Добавлено: 14 апреля 2016 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д., Культурно-историческая психология 2019 Т. 15 № 2 С. 54-64
В статье представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязей различных видов социальной идентичности (этнической, гражданской и идентичности с местом) со стратегиями аккультурации (ассимиляцией и интеграцией) и показателями психологической адаптации (удовлетворенностью жизнью и самоуважением) русских в двух социокультурных контекстах — Латвии и Грузии. Участниками исследования стали 320 русских Латвии (M = 42,89; SD = 21,19) и 312 русских ...
Добавлено: 30 июня 2019 г.
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д., Культурно-историческая психология 2015 Т. 11 № 2 С. 68-79
В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи мотивации к этнокультурной преемственности и стратегий аккультурации этнических меньшинств (на примере русских в Латвии). Поскольку аккультурация представляет собой процесс, затрагивающий многие поколения, нами был использован исследовательский план, включающий представителей двух поколений одной и той же семьи (родителей и детей). В исследовании приняли участие 112 русских семей (родители: N=112, ...
Добавлено: 22 июня 2015 г.
Коджа Е. А., Лебедева Н. М., Галяпина В. Н. и др., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2019 Т. 16 № 2 С. 250-268
В статье рассматриваются межкультурные отношения в Крыму – одном из поликультурных регионов России. Целью исследования являлась проверка трех гипотез межкультурных отношений: мультикультурализма, интеграции и контакта. Участниками исследования стали 195 русских, составляющих этническое большинство в Крыму, а также представители этнических меньшинств – 196 крымских татар и 196 украинцев. Для проверки гипотез использовался путевой анализ. Дополнительно были ...
Добавлено: 24 августа 2019 г.
Лепшокова З. Х., Общественные науки и современность 2020 № 3 С. 124-138
Аккультурация мигрантов зачастую в исследованиях рассматривается в отрыве от социального контекста, в котором она протекает и от которого зависит. В настоящей статье поднят вопрос о роли воспринимаемой инклюзивности социального контекста в предпочтении мигрантами тех или иных аккультурационных стратегий поведения, а также в их психологической и социокультурной адаптации. В исследовании, проведенном в Москве, приняли участие 175 ...
Добавлено: 15 июля 2020 г.
Inguglia C., Musso P., Albiero P. и др., Ricerche di Psicologia 2020 Vol. 43 No. 1 P. 45-79
Добавлено: 24 июля 2020 г.
Ефремова М. В., Лепшокова З. Х., Актуальные проблемы психологического знания 2014 Т. 4 № 33 С. 35-46
Столичный регион отличается полиэтничностью поскольку его состав формируется как из коренных жителей различных национальностей и вероисповеданий, так и из мигрантов, которые являются представителями практически всех народов и вероисповеданий России и ближнего зарубежья. В данном эмпирическом исследовании рассмотрена роль уровня религиозности в акультурационных стратегиях/ожиданиях принимающего населения и мигрантов. В исследовании приняли участие жители Москвы (N=388) и ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Бушина Е. В., Каримова А. М., Вопросы образования 2022 № 2 С. 33-59
Дети из этнических меньшинств в российских школах сталкиваются с рядом проблем в адаптации, включая буллинг. Проведено исследование с целью оценить взаимосвязь стратегий аккультурации школьников из этнических меньшинств и аккультурационных ожиданий российских школьников с их ролями в ситуации школьного буллинга. В социально-психологическом опросе приняли участие 429 школьников: 200 русских в возрасте от 14 до 18 лет ...
Добавлено: 19 июля 2022 г.
Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Берри Д. У., Psychology in Russia: State of the Art 2016 Vol. 9 No. 1 P. 41-56
Добавлено: 12 февраля 2016 г.
Нартова-Бочавер С. К., Психологический журнал 2014 Т. 35 № 3 С. 105-119
Психологическая суверенность рассматривается как состояние границ субъекта в разных сфе
рах бытия, обеспечивающее его социальное и личное благополучие. Представлена новая версия
опросника для измерения суверенности –Суверенность психологического пространства –2010.
Описаны этапы валидизации и стандартизации опросника. Установлено (
N = 1073), что он обла
дает удовлетворительной содержательной, дивергентной, конвергентной валидностью; приведены
результаты конфирматорного факторного анализа и нормы для групп подростков (12–7 лет) ...
Добавлено: 25 марта 2015 г.
Григорьев Д. С., Берри Д. У., Cultural-Historical Psychology 2021 Vol. 17 No. 4 P. 7-15
This paper provides an analysis and a general taxonomy of intergroup ideologies, and presents a list of their indicators. This taxonomy is related to the eight ideologies that were originally outlined in the early works. These ideologies were created on the basis of three dimensions of intercultural relations: cultural maintenance; social participation; and relative power. ...
Добавлено: 25 июня 2021 г.
Хожиев Ж. Ж., Галяпина В. Н., Психологические исследования: электронный научный журнал 2023 Т. 16 № 90 Статья 4
Данное исследование посвящено анализу проблемы адаптации самой многочисленной группы трудовых мигрантов из Узбекистана и Таджикистанав России. Для принимающего населения нет значимых различий в восприятии представителей разных этнических групп мигрантов из Средней Азии. Однако они имеют важныеразличия в языке, культуре, отношении к русскими России, воспринимаемой безопасности, которые могут сказываться на их адаптации в принимающем обществе. Также ...
Добавлено: 7 декабря 2023 г.
Галяпина В. Н., Лебедева Н. М., Psychology in Russia: State of the Art 2016 Vol. 9 No. 1 P. 24-40
This article examines intercultural relations in the Republic of North Ossetia-Alania (RNO-A). The research is based on the theory of acculturation of J. Berry and uses the hypotheses and measures developed in the Mutual Intercultural Relations in Plural Societies project. The RNO-A is the most favorable place for Russians living in the North Caucasus because ...
Добавлено: 8 августа 2016 г.
Лебедева Н. М., Татарко А. Н., European psychologist 2013 Vol. 18 No. 3 P. 169-179
В статье рассматривается динамика миграции в России со времени распада СССР, изменение этнического состава иммигрантов, социальные и психологические последствия иммиграции. В настоящее время Россия занимает 2-ое место после США по численности иммигрантов, большая часть их пребывает из государств Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) и Китая. Первая часть работы посвящена рассмотрению социальных проблем, с которыми сталкиваются ...
Добавлено: 14 ноября 2012 г.
Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2015 Т. 12 № 2 С. 30-69
В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с. 7–29 настоящего выпуска журнала) по поводу ранее опубликованной в том же журнале статьи В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко «Наука личности: четыре проекта общей персонологии» (Петровский, Старовойтенко, 2012). Авторы четырех проектов ...
Добавлено: 28 сентября 2015 г.
Деминцева Е. Б., Журнал исследований социальной политики 2020 Т. 18 № 4 С. 673-688
В статье анализируются проблемы, с которыми сталкиваются школы при появлении в них детей мигрантов, а также меры, которые предпринимают местные власти, администрация школ и учителя для работы с этой категорией учеников. В статье также обозначены причины, по которым в городах появляются «мигрантские школы», а в некоторых школах «мигрантские» классы. Ситуация анализируется примере нескольких школ Томска ...
Добавлено: 27 января 2021 г.
Смоленск : Смоленский гуманитарный университет, 2014
Представлены доклады и сообщения, ставшие предметом обсуждения на Четвертой Международной научной конференции "Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии", прошедшей в Смоленске 30-31 мая 2014 г. В сборник вошли статьи ученых из России и зарубежных стран: Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Израиля, Казахстана, Кореи, Литвы, Молдовы, Польши, Чехии, Украины, Узбекистана, в которых отражены результаты теоретических и эмпирических исследований ...
Добавлено: 1 июня 2014 г.
Берри Д. У., Григорьев Д. С., Applied Psychology: An International Review 2022 Vol. 71 No. 3 P. 1053-1057
Добавлено: 18 мая 2022 г.
Коджа Е. А., Лебедева Н. М., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2018. No. 97.
Добавлено: 18 октября 2018 г.
Галяпина В. Н., Лебедева Н. М., ван де Вайвер Ф., Journal of Cross-Cultural Psychology 2018 Vol. 49 No. 6 P. 976-992
Добавлено: 28 мая 2018 г.
Берри Д. У., Organizational Dynamics 2020 P. 1-8
Добавлено: 24 июля 2020 г.
Нартова-Бочавер С. К., Резниченко С. И., Брагинец Е. И. и др., Социальная психология и общество 2015 Т. 6 № 6 С. 9-22
Исследуются образы реального и идеального дома как модераторы позитивного функционирования личности. Выборка включала 222 студента, 177 женского пола, 45 мужского, Мвозраст=20,9. Применялись авторский опросник Функциональность домашней среды для оценки реального и идеального дома, Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург Р.Теннант и др., Шкала аутентичности А.Вуда и др. Использовались дескриптивная статистика, корреляционный и регрессионный анализ. Обнаружено, что все ...
Добавлено: 1 ноября 2015 г.