?
Проблемы визуальности в англо-американской критике второй половины XX – начала XXI в.
Мировая литература в контексте культуры. 2015. Т. 4. № 10. С. 141-150.
В статье рассматривается теоретическое осмысление визуального образа, визуального восприятия и визуальности в ряде гуманитарных работ и концепций психологии восприятия в англо-американской научной традиции. Обосновывается актуальность исследования визуальности в литературоведении в рамках «визуального поворота» в гуманитарных дисциплинах, а также рассматриваются истоки проблем и концептуальных сложностей, заложенных в этом подходе.
Научное направление:
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Зенкин С. Н., Фольклор: Структура, типология, семиотика 2019 Т. 2 № 4 С. 72-83
В статье вводится понятие интрадиегетического образа –
изображения (картины, статуи, фотографии и т. д.), которое становится одним из «действующих лиц» повествовательного сюжета
в произведениях литературы или кино. Со своим фикциональным
окружением интрадиегетический образ вступает в силовое напряжение: адаптируясь к окружающей среде, он деформирует ее и деформируется сам – подрывает реалистическую иллюзию своей инородностью, подчеркивает контраст между двумя типами ...
Добавлено: 25 сентября 2020 г.
Муравьева Л. Е., Narratorium: междисциплинарный журнал 2017 № 1 (10)
Одним из перспективных направлений современной нарратологии остается изучение интермедиальных и трансмедиальных свойств повествований. Осмысление истории (histoire) в качестве многомерного конструкта, выходящего за рамки вербальной репрезентации, не только сближает литературу с другими искусствами и медиа средами, но и позволяет переосмыслить механизмы знакового производства в пространстве культуры. Непосредственным образом вопрос о дифференцированной медиальности затрагивает проблему нарративных фигур, ...
Добавлено: 8 августа 2017 г.
Туляков Д. С., Вестник Томского государственного университета. Филология 2015 Т. 37 № 5 С. 172-184
Анализируется эволюция критики писателя и художника У.Льюиса, который в 1910-е гг. формулирует эстетические принципы английского авангардного движения «вортицизм» по контрасту с другими живописными течениями, а к середине 1920-х гг. переходит к полемике с писателями-модернистами Э.Паундом, Дж.Джойсом и Т.С.Элиотом с позиции защитника визуальных ценностей. Подчеркивается релевантность авторской концепции модернизма как рефлективного искусства уникальной новизны для современного ...
Добавлено: 7 октября 2015 г.
Репникова В. С., Морженкова Н. В., Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2017 № 5 С. 168-174
Статья посвящена исследованию семантических и структурных особенностей англоязычных цветонимов в косметическом дискурсе. В ходе анализа раскрывается культурная обусловленность цветообозначений косметических продуктов, доказывается, что косметические цветонимы апеллируют к культурной памяти и стереотипам, существующим в сознании массового потребителя. Обращаясь к широким социокультурным контекстам, авторы показывают, что цветонаименования косметических продуктов не столько номинируют признак объекта, сколько метафорически акцентируют ...
Добавлено: 19 февраля 2018 г.
Родин (Маслов) Б. П., Poetics Today 2017 Vol. 38 No. 3 P. 485-518
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Туляков Д. С., Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки 2017 Т. 19 № 1 С. 233-243
В статье рассматривается воздействие кино на поэтику сатирического романа английского писателя и художника-модерниста У. Льюиса «Обезьяны Господни» (1930) в контексте негативной оценки кинематографа в критических работах, а также в других художественных текстах автора. Кино предстает в романе как антиинтеллектуальный и антиэстетический культурный продукт массового производства, по образцу которого воспринимают и осмысляют свою жизнь пассивные и ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
М., Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016
Сборник включает программные статьи, интервью, рецензии и другие важные тексты ведущих формалистов "золотого века" русского и советского модернизма. Представлены работы Д. Вертова, С. Третьякова, Б. Эйхенбаума, А. Родченко, В. Степановой. Тематические разделы книги и подборки каждого автора предварены специально написанными для этой антологии статьями известных современных исследователей. ...
Добавлено: 10 ноября 2016 г.
Делазари И. А., L., NY : Routledge, 2021
Добавлено: 9 сентября 2020 г.
Поселягин Н. В., , in : The Companion to Juri Lotman: A Semiotic Theory of Culture. : L., NY, Dublin : Bloomsbury, 2022. Ch. 16. P. 225-233.
Добавлено: 3 февраля 2022 г.
Budapest : L’Harmattan Kiadó, 2014
This book is the second volume of the international book series New Perspectives in Reading 19th-Century Russian Literature. The series in 2008 set for purpose to investigate into the historical, theoretical and methodological aspects of the possibilities for new approaches to reading 19th-century Russian literature in various contexts of world literature, literary theory and semiotics ...
Добавлено: 28 апреля 2014 г.
Lipovetsky M., Кукулин И. В., Russian Review 2016 Vol. 78 No. 2 P. 186-208
The article discusses the corpus of Dmtri Prigov's manifestoes, articles, and programmatic interviews as a manifestation of a coherent theoretical concept. The author of the article argues that Prigov's theoretical ideas are structured in accordance with his own central artistic category-for which, oddly enough, he did not have a common name. The author refers to ...
Добавлено: 3 июня 2016 г.
Туляков Д. С., Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология 2016 № 4(36) С. 132-141
Представлен обзор творчества малоизвестного в России английского писателя, художника и критика Уиндема Льюиса; проанализированы причины, в силу которых оно долгое время игнорировалось, а затем, напротив, стало привлекать усиленное внимание исследователей; освещены основные тенденции в наиболее значимых работах о Льюисе в отечественной и зарубежной научной литературе; предложены наиболее актуальные направления для дальнейших исследований. Маргинальное положение Льюиса ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Туляков Д. С., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика 2015 № 4 С. 76-82
Аннотация: в статье исследуется связь между концепцией визуальности Уиндема Льюиса и поэтикой его романа «Тарр» (1918). Принятая в научной литературе о художнике трактовка визуальности вербального текста (аналогия определенных черт поэтики литературного произведения особенностям живописи одного из течений начала XX в.) дополнена анализом философских рассуждений Льюиса 1920–1930-х гг. о «философии зрения» и «внешнем методе» изображения в литературе. ...
Добавлено: 7 октября 2015 г.
Туляков Д. С., Мировая литература в контексте культуры 2013 № 2 (8) С. 154-161
В статье рассматривается взаимодействие вербального и визуального в поэтическом тексте В. Кандинского. Стихотворение художника анализируется в сопоставлении с сопровождающим его визуальным рядом (авторскими гравюрами) в контексте ранней эстетической теории Кандинского. Делается вывод о взаимозависимом характере связи между вербальным и визуальным в синтетическом творчестве художника. ...
Добавлено: 7 сентября 2014 г.
Коваль Т. Б., Общественные науки и современность 2015 № 2 С. 166-170
В статье рассматриваются проблемы современного развития гуманитарного знания. Автор делится размышлениями о книге известного филолога Л. Кайда, которая представляет интерес для представителей самых разных гуманитарных наук, поскольку речь в ней идет о принципах декодирования текста и технике его глубокого прочтения. Основное внимание уделяется так называемым интермедиальным текстам, в которых присутствуют сразу несколько жанров, и принципам ...
Добавлено: 21 апреля 2015 г.
Boston, Leiden : Brill, 2021
Добавлено: 8 июля 2021 г.
СПб. : Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2014
В сборнике представлены тексты докладов, прозвучавших на конференции "Иллюстрация в печати: от прошлого к будущему", которая проходила в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. ...
Добавлено: 2 сентября 2015 г.
Зенкин С. Н., М. : Новое литературное обозрение, 2017
Учебное пособие высшего уровня (для магистратуры и аспирантуры), призванное показать сложность и нерешенность многих проблем теории литературы. Эта дисциплина соотносится с соседними: философией, лингвистикой, семиотикой. Демонстрируется переориентация современной литературной теории с точки зрения автора на точку зрения читателя. ...
Добавлено: 31 января 2018 г.
Нови Сад : Матица српска, 2017
Этот спецвыпуск представляет собой фестшрифт в честь 50-летия Игоря Пильщикова, блестящего филолога – исследователя русской ли- тературы и русского стиха XVIII–XX веков, видного специалиста по русской литературной теории, поэтике и цифровым гуманитарным нау- кам. Дань уважения ему отдали 49 ученых из многих стран мира, при- надлежащих к разным поколениям и научным школам, представляющих несколько областей ...
Добавлено: 4 марта 2018 г.
Делазари И. А., Comparative Literature Studies 2021 Vol. 58 No. 2 P. 308-339
Добавлено: 9 сентября 2020 г.
Зенкин С. Н., Шаги/Steps 2020 Т. 6 № 4 С. 194-215
В мировой литературе XIX–XX вв., а также
в кинематографе, нередко встречается сюжет о похищении
визуальных изображений — произведений живописи,
скульптуры и т. п. В статье сделана попытка выделить
рекуррентные структуры, посредством которых организуется
повествование о «краже образа», а также формируется или
деформируется сам визуальный образ, попавший в рассказ.
Данный сюжет изучается в трех аспектах: нарратологическом,
семантическом и риторическом. Визуальный образ выступает
как актант в ...
Добавлено: 24 октября 2021 г.
Успенский П. Ф., Новый мир 2022 № 10 С. 191-201
В статье рассматриваются строки О. Мандельштама, сочиненные поэтом в исправительном лагере. Основное внимание уделено фрагменту, который в рамках интертекстуальной теории может быть связан с одним сохранившимся фрагментом Архилоха. Однако фокус статьи посвящен критике интертекстуальной теории, а сближение текстов рассматривается сквозь призму механизмов культуры. ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.