?
Герменевтика телесности Хельмута Плеснера: смех и плач как формы человеческой экспрессивности
С. 106-120.
Автор рассматривает антропобиологическую теорию смеха и плача Хельмута Плеснера. Данная теория представляет собой философское учение о специфических формах человеческой выразительности или экспрессивности, в котором Плеснер создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. В таком учении главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования выступает телесное бытие: в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности находит свое выражение опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне
Ищенко Н. И., Философские науки 2014 № 12 С. 66-77
В статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о специфических формах человеческой выразительности, в котором философ создает собственный вариант феноменологии и герменевтики – герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Ищенко Н. И., Артикульт 2013 Т. 4 № 12 С. 37-46
Данная работа посвящена анализу экзистенциально-онтологической концепции Хельмута Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В работе утверждается, что философия Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование антропологии как теоретическое учение о «бытии-сознании». Согласно Плеснеру, философия человека невозможна без философии природы, поскольку способ существования человека возможно постигнуть только как способ бытия природного существа. На этом основании предметом философии, по Плеснеру, должна выступать ...
Добавлено: 26 января 2014 г.
Ищенко Н. И., Философские науки 2013 № 7 С. 65-78
Работа посвящена сравнительному анализу экзистенциально-онтологических концепций М. Хайдеггера и Х. Плеснера в философско-антропологическом аспекте. В ней утверждается, что, в отличие от учения о человеческом существовании
М. Хайдеггера, согласно которому раскрытию смысла бытия должен предшествовать анализ априорных структур экзистенции, философская антропология Х. Плеснера опровергает экзистенциально-онтологическое обоснование всего
миропонимания в доэмпирической антропологии как в теоретическом учении о «бытии-сознании». Согласно ...
Добавлено: 13 ноября 2013 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (Вып.2). Вып. 2.: СПб. : Алетейя, 2011. С. 282-297.
В данной работе автор демонстрирует, как старым схемам противостояния культурного и животного бытия немецкий философ противопоставляет идею совпадения закрытости окружающей среды животного и открытости человеческого мира в эксцентрическом существовании человека. ...
Добавлено: 2 марта 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. Гл. 4. С. 46-56.
Работа посвящена историко-философскому рассмотрению экзистенциально-аналитического исследования Мартина Хайдеггера. В работе показывается, что данное исследование ставит перед собой задачу концептуального преобразования онтологии в доктринальном и методологическом аспектах, являя собой попытку принципиально нового понимания традиционных проблем западноевропейской метафизики. ...
Добавлено: 19 ноября 2013 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Тульчинский Г. Л., Методология и история психологии 2010 Т. 5 № 1 С. 35-51
Утверждается сдвиг гуманитарной парадигмы, который должен опираться на принципиальный учет роли и значения личности – главного источника динамики смыслообразования. Этот сдвиг заложен в феноменологии Э. Гуссерля и последующем развитии философских направлений. Смыслообразование является проявлением человеческой свободы и ответственности. Феноменология подтвердила, что аподиктические истины надо искать в области трансцендентального субъекта. Феноменологический анализ сводится в конечном счете к ...
Добавлено: 22 октября 2012 г.
Инишев И. Н., Вестник Томского государственного университета 2010 № 333 С. 32-35
Осуществляется краткая реконструкция логики развития феноменологического движения с целью определения места философской герменевтики в истории феноменологии. Перспективу для реконструкции задает предлагаемая автором идея двух-уровневого характера феноменологических экспликаций.
феноменология, герменевтика, методическая и спонтанная феноменологизация, Phenomenology, hermeneutics, methodological and spontaneous phenomenologising ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Хан Е. И., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2022 Т. 6 № 3 С. 32-56
Статья посвящена теоретической реконструкции герменевтики себя в философии В.В. Бибихина с учетом той роли, которую практика узнавания себя играет в интерпретации истории философии и в возможностях ее чтения. Автор обращается к материалам лекционных курсов В.В. Бибихина («Узнай себя», «Собственность», «История современной философии» и др.), предлагая осмыслить сами стратегии рассуждения Бибихина через определенную герменевтическую установку, требующую узнать себя ...
Добавлено: 28 февраля 2023 г.
Земичева С. С., Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание 2019 Т. 18 № 3 С. 116-129
Работа выполнена на материале расшифровок естественной речи носителя традиционной народной культуры, что определило новизну проведенного исследования. Его актуальность обусловлена применением когнитивно-дискурсивного подхода к анализу текстов с целью реконструкции картины мира информанта. Достоверность исследования обеспечивается значительным объемом речевого материала (более 300 высказываний). Особое внимание уделяется оценочным контекстам, изучение которых позволило описать картину мира носителя народной речевой ...
Добавлено: 11 октября 2022 г.
Ищенко Н. И., Артикульт 2015 Т. 4 № 20 С. 84-89
Данная статья посвящена философско-историческому истолкованию изобразительного искусства в антропологии Хельмута Плеснера. В статье рассматриваются такие основные понятия его философии искусства, как «философия стиля», «схема творчества» и «произведение искусства»; анализируется тезис Плеснера о «смерти художественного сознания из духа музыки» в контексте критики экспрессионизма; а также обосновывается вывод о том, что в современной живописи Х. Плеснер констатирует ...
Добавлено: 13 марта 2016 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, ГУ-ВШЭ, 10 марта 2010 г.). : М. : Праксис, 2010. С. 98-114.
Данная работа посвящена изложению позиции Х. Плеснера по проблеме языка, которую он рассматривает в рамках своего философско-антропологического проекта с целью обоснования тезиса об эксцентрической форме организации существования человека. В антропологии Плеснера язык рассматривается как «ядро сущностного признака человека – экспрессивности» и предстает «истинным экзистенциальным доказательством» эксцентрической позициональности человека, поскольку в нем «поразительным образом совпадают» все ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 4 С. 121-142
Работа посвящена проблеме развития личности в аспекте рефлексии и реализации ее возможностей в отношении к другому человеку. Возможности рассматриваются как осознанное знание, переживание и реализация «Я могу» в контексте жизни, в частности в речевом диалоге с Другим. Идеи и методологические установки работы основаны на традициях психологии личности, онтологии, философии жизни, экзистенциальной философии, философии языка, феноменологии. ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Назмутдинов Б. В., Вопросы права и политики 2012 № 4
В статье подчеркивается, что ключевыми началами, обусловившими возникновение и развитие политико-правовых воззрений классиков евразийства (Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), стали, во-первых, социально-исторический и духовный контекст эмиграции, в котором формировалось евразийство, и, во-вторых, научное и идеологическое влияние их предшественников. В связи с этим анализируются воззрения славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.И. ...
Добавлено: 13 марта 2013 г.
Баньковская С. П., Социологическое обозрение 2014 Т. 13 № 1 С. 171-175
Размышления над новой, новаторской, книгой известного этнометодлога Кеннета Либермана, которая представляет собой собрание его многолетних исследований и экспериментов, выполненных в стиле "теоретически-ориентированного исследования". Теоретическую основу этнометодологического экспериментирования (что уже само по себе нетрадиционно) составляют феноменологические (гуссерлианские) изыскания Либермана. В статье дана оценка перспектив развития такого рода теоретизирования в социологии. ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Машкова Л. А., Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования 2014 № 1
В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой ...
Добавлено: 17 февраля 2014 г.