?
Научная аттестация в университетах Российской империи в первой половине XIX века: между корпоративной солидарностью и политической лояльностью
С. 281-285.
Статья посвящена становлению процесса научной аттестации в Российской империи в первой половине XIХ века.
Язык:
русский
Ключевые слова: университетыРоссийская империяМинистерство народного просвещенияученые степенинаучная аттестация
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Ильина К. А., Диалог со временем 2016 № 57 С. 169-187
Статья посвящена практикам присуждения ученых степеней в Российской империи в 1830-е годы. На основе законодательных документов и архивного делопроизводства реконструированы общие и индивидуальные траектории академического восхождения. Проведенное исследование выявило наличие альтернативных путей для обретения ученой степени, что сделало возможным ручное управление процедурами аттестации со стороны министра народного просвещения. ...
Добавлено: 1 декабря 2015 г.
Ильина К. А., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 81/HUM/2014.
Статья посвящена практикам присуждения ученых степеней в России в 1830-е годы. На основе распорядительных документов и правовых актов, мемуаров и архивного делопроизводства реконструированы имевшиеся в распоряжении соискателей ученых степеней способы академического и чиновного восхождения. В статье рассмотрены казусы типовых и нетипичных аттестаций. Проведенное исследование выявило турбулентный характер государственного регулирования данной сферы, наличие альтернативных путей для ...
Добавлено: 18 декабря 2014 г.
Ильина К. А., В кн. : Миллеровские чтения-2018: Преемственность и традиции в сохранении и изучении документального академического наследия : Материалы II Международной научной конференции, 24–26 мая 2018 г., Санкт- Петербург. : СПб. : Реноме, 2018. С. 503-510.
В статье реконструирован механизм перераспределения экспертных полномочий по оценке диссертаций, защищенных в университетах в первой половине XIX в. Источниковая база исследования –– законодательные акты, делопроизводственные документы Министерства народного просвещения и Московского университета, а также источники личного происхождения. ...
Добавлено: 28 ноября 2018 г.
Ильина К. А., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2016.
Статья посвящена истории появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Через анализ практик рецензирования квалификационных сочинений, участия чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений и закрепления процесса правового требования диссертационной рецензии автор прослеживает становление рецензионного жанра и изменение критериев оценки научной продукции. ...
Добавлено: 28 января 2016 г.
Ильина К. А., В кн. : Історіографічні та джерелознавчі проблеми історії України. Професійна етика історика у міждисциплінарному просторі. : Днепропетровск : Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, 2013. С. 42-64.
Реконструирован ход научной аттестации адъюнкта Московского университета С. П. Шевырева. Анализ процедуры позволяет показать, каким образом осуществлялись выборы стратегии научной карьеры и формировалась политическая лояльность ученого сословия в России. Исследование основывается на комплексе источников (автобиографические справки, университетское и министерское делопроизводство, документы личного происхождения), извлеченном из фондов центральных и региональных архивохранилищ России. ...
Добавлено: 16 декабря 2014 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., Вопросы образования 2013 № 1 С. 232-255
На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии. ...
Добавлено: 23 апреля 2013 г.
Белик К. М., Вопросы образования 2019 № 2 С. 293-298
Книга А.Е. Иванова «Ученое достоинство Российской империи. XVIII –
начало XX в. Подготовка и научная аттестация профессоров и
преподавателей высшей школы» дает представление о практиках научной
аттестации и процедуре присуждения ученых степеней в университетах
Российской империи. Структура и содержание книги рассматриваются с
точки зрения ее исследовательского потенциала и перспектив использования
материала в исторической науке. ...
Добавлено: 4 июня 2019 г.
Оценивание магистерских и докторских диссертаций в российских университетах первой половины XIХ века
Ильина К. А., Новое литературное обозрение 2018 Т. 150 № 2 С. 116-128
В данной статье реконструирована история появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Исследование основано на делопроизводственной документации, извлеченной из архивов Министерства народного просвещения, Московского, Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Собранный комплекс источников позволил проанализировать практики рецензирования квалификационных сочинений и изменение критериев оценки научной продукции, выявить участие чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений, а ...
Добавлено: 2 июня 2017 г.
Ильина К. А., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 46/HUM/2014.
В данной статье реконструируется деятельность «школы Александра Якушева» – научного направления, представители которого на протяжении последних 20 лет занимаются изучением истории присуждения ученых степеней в Российской империи, СССР и РФ. В статье анализируются причины появления «школы» и планируемые направления исследований, а также дается оценка результатам программы. Кроме того, автором рассматриваются выдвигаемые Якушевым предложения о реформировании ...
Добавлено: 6 мая 2014 г.
Ильина К. А., Российская история 2015 № 1 С. 74-89
Документы Александровского царствования фиксируют существование в России «императорских университетов» и «ученого сословия», а документы конца правления Николая I говорят о «русских университетах» и «русских профессорах». Как за два десятилетия, прошедших между этими двумя вехами, то есть за 1830-1840-е годы, осуществилась смена ключевых понятий академической жизни, и что значил появившийся в них национальный окрас? В данной ...
Добавлено: 14 июня 2014 г.
Ильина К. А., В кн. : Заархивированная культура. : [б.и.], 2015.
Рукопись раздела коллективной монографии. Раздел посвящен делопроизводственному обеспечению процесса научной аттестации в России первой половине XIХ века ...
Добавлено: 14 мая 2014 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., Ab Imperio 2017 № 4 С. 65-107
В статье описываются неоднократные попытки российских властей установить упорядоченное управление императорскими университетами в первой половине XIX века. Для недовольства положением дел в сфере образования было несколько причин: недавно основанные университеты были далеки от эталона - старого немецкого университета - с точки зрения результатов обучения и качества исследований, а также подозрительны как питательная среда для подрывных идей. С момента вступления ...
Добавлено: 13 марта 2018 г.
Ильина К. А., В кн. : Диссертация по истории в контексте российской научной культуры XIX – середины XX вв.: опыт и перспективы изучения. : Челябинск : Энциклопедия, 2016. С. 36-49.
Статья посвящена истории появления и развития на историко-филологических отделениях (факультетах) российских университетах рецензий на диссертации. На основе делопроизводства архива Министерства народного просвещения и архивов Московского и Казанского университетов реконструированы практики оценивания диссертаций. ...
Добавлено: 28 февраля 2017 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., В кн. : Биографии университетских архивов. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 83-101.
В статье анализируется становление и реформирование архивов российских университетов в первой трети XIX века. Исследование показало, что существующая сегодня в университетских архивах организация документов была создана волевыми усилиями заинтересованных государственных чиновников. Разработанная ими архивная система должна была участвовать в рациональном управлении школами Российской империи, и именно для этого в нее отбирались документы на сохранение. ...
Добавлено: 2 июня 2017 г.
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., В кн. : Мир историка: историографический сборник. Вып. 12. Вып. 12.: Омск : Издательство Омского государственного университета, 2019. С. 73-102.
В статье анализируется институциональное время в российских университетах XVIII – первой половины XIX века. Авторы прослеживают изменения в границах академического года, полугодий и каникул, сравнивают различия университетов в длительности лекций, показывают регулятивные функции расписаний занятий. На основе этих данных выявляется тенденция от университетских локальностей (возможности саморегулирования академического времени) к государственной унификации университетского времени. Особое внимание ...
Добавлено: 28 ноября 2018 г.
Морозов О. В., / Высшая школа экономики. Серия WP6 "Гуманитарные исследования". 2018.
Цель статьи – показать, как отрицательная рецензия, написанная вследствие личных разногласий между коллегами, может информировать читателя об интересующем его труде и способствовать приумножению научного знания. Для этого я анализирую рецензии на первые две истории Императорского Казанского университета и выявляю в этих рецензиях критерии, на основе которых рецензенты пришли к заключению, что каждая из историй является ...
Добавлено: 14 декабря 2018 г.
Белик К. М., Новое прошлое 2020 № 3 С. 180-190
Во второй половине XIX–начале XX в. ученые придают большое зна‐ чение процедуре научной экспертизы диссертационных исследований, создают экспертные формы оценки качества научного труда. Одной из таких процедурных форм становится рецензирование. В указанный период оно приобретает статус обязательной оценочной экспертизы качества научных произведений, становясь, при этом, определенной ритуальной практикой. При этом, постепенно рецензии на диссертации начинают ...
Добавлено: 8 октября 2020 г.
З.С. Гатина, Е.А. Вишленкова, Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 2014 № 1 (18) С. 168-178
В XIX веке Россия имела более сложную систему научной аттестации, чем сегодня. С основания университетов в ней сосуществовали три разных иерархии научных званий: для выпускников духовных школ, медицинских факультетов и для воспитанников всех остальных университетских факультетов. В современной историографии две из них были объектами изучения, а иерархия медицинских званий - нет. В данной статье изложены ...
Добавлено: 20 ноября 2013 г.
Ильина К. А., Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения 2020 Т. 25 № 2 С. 80-92
В статье реконструируются практики формирования дисциплинарной группы филологов-классиков в Российской империи 1830-1850-х годов. Источниковой основой исследования являются делопроизводственные материалы, извлеченные из фонда Департамента народного просвещения и университетских фондов российских и зарубежных архивов. Методология исследования строилась на сочетании как традиционных общеисторических методов и методов классического источниковедения, так и подходов, разработанных в рамках истории науки, социологии знания ...
Добавлено: 29 августа 2020 г.
Монография посвящена корпоративной культуре российских профессоров первой половины XIX века. Исследование проводилось на основе впервые вводимых в научный оборот документов из архивов Казанского, Московского, Харьковского университетов и Министерства народного просвещения. Книга состоит из двух частей: аналитического текста и публикации источников.
Авторы рассматривают профессорское сообщество России как саморегулирующийся механизм. Анализируя архивные документы, посвященные вопросам университетской автономии, способам ...
Добавлено: 20 сентября 2012 г.
Университетский архив и модернизация государственного управления в Российской империи 1820–1830-х гг
Вишленкова Е. А., Ильина К. А., Новое прошлое 2016 № 2 С. 086-106
Во время реконструкции «биографий» архивов Казанского, Московского и Харьковского университетов, а также Министерства народного просвещения, авторы статьи обнаружили архивную реформу. Она проводилась в столичных министерствах с конца 1820-х и в начале 1830-х годов. Законодательные органы власти добивались от государственных учреждений упорядочивания хранения делопроизводственных документов с целью их использования для эффективного управления империей. В этой связи ...
Добавлено: 27 мая 2016 г.
Вишленкова Е. А., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2012. No. 03.
The article analyzes documentation management as a cultural practice and institution through which university professors’ corporations in Russia in the first half of the nineteenth century lost their autonomy, acquiring instead a bureaucratic identity and ethics of state service. The study draws on official documents from university archives of Kazan, Moscow and Kharkov, and the ...
Добавлено: 27 августа 2012 г.
Kostina T. V., Куприянов А. В., Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Istoriya 2016 No. 3 P. 31-45
В статье рассмотрена динамика численности профессорско-преподавательского состава Дерптского университета с начала XIX в. по 1884 г. сравнительно с таковой в Казанском и Петербургском университетах. Показано, что снижение темпов роста Дерптского университета привело к 1880-м годам к заметному отставанию от остальных университетов, причем отставание становится заметно еще до «русификации» Дерптского университета во второй половине 1880-х годов. ...
Добавлено: 16 декабря 2015 г.