?
Задания на "перенос" знаний: теория и практика
Популярность идеи о необходимости оценивать умение школьников использовать математику, изучаемую в школе, в повседневном контексте привела к наполнению учебников и итоговых тестов специальными заданиями, т.н. «реалистичными», «обыденными», «контекстными» и пр. Хотя декларируется приблизительно одна и та же цель этих заданий – проверить, умеет ли школьник использовать математические идеи и процедуры в контексте реальной жизни – по своим параметрам эти задания серьезно разнятся, так что неясно на каком основании считается что они оценивают, то что декларируется. Основной причиной разрозненности оценочных заданий мы видим отсутствие теоретической модели таких заданий, которая легла в основание их спецификации. В работе предлагается модель, основанная на ключевых параметрах повседневной проблемы, где для решения может использоваться математика. В качестве модельных параметров заданий предлагается: 1) обыденная, семантика; 2) новизна, нетипичность; 3) ситуативная значимость вопроса; 4) относительно жесткая структура; 5) необходимость специфических математических знаний для решения. Показано, как могут использоваться параметры для сравнения концептуально близких заданий с заданиями на перенос математических знаний в повседневный контекст.