?
Дискуссии об общественном образовании во Франции в эпоху Революции
Философские науки. 2014. № 9. С. 131-145.
В статье анализируются общественно-политические дискуссии между сторонниками Руссо и Кондорсе, имевшие место во Франции в первые годы после Великой Французской революции и приведшие к упразднению университетов почти на целое столетие. В основе этих дискуссий лежит тезис о необходимости формирования «нового человека» при переходе от Старого режима к Новому. Длительность и характер дискуссий о конечных целях образования продемонстрировали отсутствие единодушия по данному вопросу среди французских интеллектуалов и политических деятелей, а также стимулировали не только политические, но и философские споры по так называемому «университетскому вопросу».
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: публичная политикауниверситетpublic policyuniversitypublic educationобщественное образованиегражданские добродетелиcivic virtues
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Углева А. В., Логос 2013
В данной статье рассматриваются философско-политические дискуссии между сторонниками Руссо и Кондорсе, имевшие место во Франции в первые годы после Великой Французской революции и приведшие к упразднению университетов почти на целое столетие. В основе этих дискуссий лежит тезис о необходимости формирования «нового человека» при переходе от Старого режима к Новому. Длительность и характер дискуссий о конечных ...
Добавлено: 27 сентября 2013 г.
Anastasia Yastrebtseva, Savoir en Prisme. Rencontres de CIRLEP 2013 No. 2 P. 51-77
From XVI - XVII centuries, modern European political philosophy put the State in the center of his investigations. The key-question raised in several works of the philosophers of modern Time until the XVIII century was the question about the State sovereignty. The XVIII century became a starting point in the philosophical tradition where the State ...
Добавлено: 5 марта 2013 г.
Кондорсе Ж. -., Философские науки 2015 № 9 С. 141-152
В предлагаемом тексте раскрываются взгляды Ж.А. Кондорсе – французского философа-просветителя, математика и социолога, знаменитого писателя и политического деятеля – на общественное образование. Автор рассматривает общественное образование как долг общества перед гражданами. Он считает общественное образование средством для установления равенства прав людей и недопущения подчинения, поскольку, по его мнению, образовательное неравенство является одним из основных источников ...
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Сафронов П. А., Новое литературное обозрение 2016 Т. 138 № 2
Состояние современного университета повсюду в мире связано с расщеплением единства деятельности исследования и преподавания. Как можно точно описать положение преподавателя в современном университете? Не имея ощутимых результатов, сопоставимых с результатами научной деятельности, преподавание подвергается сегодня депрофессионализации. Однако депрофессионализация открывает и новые возможности для философии и образовательной практики. Особая асимметрия отношений между преподавателем и аудиторией может ...
Добавлено: 30 мая 2016 г.
Тульчинский Г. Л., Ведомости прикладной этики 2016 № 48 С. 27-35
Университет воспроизводит профессиональную среду. Такое воспроизводство связано не только со знаниями и навыками (человеческим капиталом), но также и социального капитала. Статья содержит различение видов (уровней) успеха и критериев успешности профессиональной деятельности. Такие критерии обусловлены этосами различных профессий. ...
Добавлено: 29 ноября 2016 г.
Тульчинский Г. Л., Ведомости прикладной этики 2015 № 47 С. 76-83
Элиминация академического этоса - только одно из проявлений ситуации в современной России, которую можно квалифицировать как социум и экономику недоверия. Взаимное недоверие власти, бизнеса и общества сказывается не только на диком банковском проценте, перегороженных дворах, толпах охранников, писанине вороха бумаг «для прокурора»… Проявляется это и высшей школе, которая, вместо производства новых сообществ компетентной профессиональной элиты, ...
Добавлено: 4 декабря 2016 г.
Углева А. В., История философии 2015 С. 25-45
В работе «Пять мемуаров об общественном образовании» французский политический деятель и философ эпохи Революции маркиз Николя де Кондорсе (1743–1794) сформулировал основные положения своей пятиступенчатой образовательной модели. В данной статье обосновывается ее влияние на школьную реформу Жюля Ферри 1880-х гг., приводятся аргументы в пользу разработки именно Кондорсе республиканской модели общественного образования, новаторской для постреволюционной эпохи и не утратившей ...
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Сафронов П. А., Отечественные записки 2014 № 3 (60)
Ключевой проблемой российской системы образования является не «слом» и тем более не «смерть», а сверхстабильность, устойчивость, монолитность всех ее исторически сложившихся составляющих. Но задача обсуждения будущего образования не становится проще, даже если удалось корректно сформулировать условие. В настоящем тексте я хотел бы сформулировать некоторые вопросы, которые, на мой взгляд, должны быть затронуты в таком обсуждении. ...
Добавлено: 18 августа 2014 г.
Чириков И. С., Университетское управление: практика и анализ 2010 № 5 С. 15-23
Осуществляется обзор различных моделей и практик академического развития в зарубежных университетах. В первой части рассматриваются предпосылки возникновения академического развития в вузах как специально организованной деятельности. Подробно описываются три процесса: появление новых форм менеджериализма, продвижение предпринимательской активности в университетах и концепция непрерывного образования. Вторая часть посвящена анализу задач, проблем профессионализации и моделей организации деятельности по академическому ...
Добавлено: 1 октября 2012 г.
Настало время, в целях подгонки системы образования к совре- менным, а главное и будущим требованиям экономики, рассортиро- вать имеющиеся у нас государственные и негосударственные вузы и определить, что в наличии имеется весьма незначительное количество действительно конкурентноспособных университетов, небольшое ко- личество ведущих высших отраслевых школ и остальные вузы, которые не попадают под эти определения и могут ...
Добавлено: 4 декабря 2016 г.
Реформа системы высшего образования в России давно созрела и перезре- ла. Она ведется преимущественно как оптимизация по сугубо экономиче- ским критериям. Данная работа содержит эскиз действий, которые способ- ны скорректировать преобразования в связи с ориентацией университетов на реальный рынок труда. Такая корректировка содержит ряд существен- ных шагов, направленных на создание глубокого социального партнерства государства, бизнеса ...
Добавлено: 4 декабря 2016 г.
Gorizontow L., Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej 2013 Vol. 11 No. 3 P. 15-23
Достигнутое российскими и польскими историками взаимопонимание в оценке общего прошлого не находит пока должного отражения в практике школьного преподавания. Отсюда важность двустороннего проекта, направленного на подготовку учебных пособий для учителей, который стартовал летом 2013 г. Сложившийся в школе интерес к истории российско-польских отношений обеспечит приток студентов на соответствующие специализации, в том числе реализуемые в формате ...
Добавлено: 26 февраля 2014 г.
Сафронов П. А., Новое литературное обозрение 2013 № 122 (4) С. 37-40
Статья представляет собой реплику в дискуссии об антропологическом повороте в социально-гуманитарном знании, ведущуюся на страницах НЛО. Предлагается рассмотреть эту дискуссию как своеобразное проявление риторики оптимизации образовательных институтов. В заключение формулируются идеи по возможным путям развития дискуссии о будущем университетов. ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Савельева И. М., Общественные науки и современность 2015 № 1 С. 24-36
В данной статье внимание сосредоточено на анализе условий бытования историков, социологов, философов в чьим основным местом работы остается университет (Академия), и их присутствие в медиа-среде. Отличие современной публичной науки от прошлого опыта лежит в существующей сегодня области взаимодействия в рамках триады: ученый – университет – медиа. В наши дни публичная деятельность ученого и его успех ...
Добавлено: 10 июня 2014 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 7 С. 43-51
Доклад Макса Вебера «Наука как призвание и профессия» подводит итог столетнему развитию немецкого «гумбольдтовского» университе-та. От размышлений о научной карьере Вебер переходит к осмысле-нию переживания ученым своего «призвания» и рассмотрению науки как мировоззрения. Будучи социологом религии, Вебер прослеживает генеалогию университетских профессоров: «мирская аскеза» универ-ситетских интеллектуалов имеет своим истоком обмирщение религии спасения. Гумбольдтовский университет был протестантским ...
Добавлено: 25 июля 2019 г.
Хусяинов Т. М., Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири 2015 № 2 С. 60-78
В данной статье автором рассматривается такое явление, как получение второго высшего профессионального образования российскими студентами. В работе выявляются основные предпосылки и причины, по которым студенты предпочитают не ограничиваться получением одного образования в ВУЗе. В статье рассмотрены процессы, происходящие на современном российском и мировом рынке труда и то, какое воздействие он оказывает на рынок образовательных услуг ...
Добавлено: 10 июля 2016 г.
М. : МАКС Пресс, 2009
Первый в России сборник статей, посвященный проблемам создания этической инфраструктуры (этические кодексы, этические комитеты и т.п.) в университетах. ...
Добавлено: 2 июля 2015 г.
Кильдюшов О. В., Сократ 2016 № 5 С. 142-143
Рецензия на книгу: Стефан Коллини. Зачем нужны университеты? / Пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. – 264 с. – (Библиотека журнала «Вопросы образования»). ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Баженов О.А., Гатина З.С., Новое прошлое 2017
В статье изучается процесс формирования исторической памяти о жизни российских университетов 1990-ых годов. Диссертационные исследования, журнальные и газетные публикации, статистические отчеты, а также законодательные акты фиксируют кризис, который настиг российские высшие школы. Однако ни один из этих источников не позволяет историку обратиться к мыслям и переживаниям рядовых членов академического сообщества. Диссертации чаще всего воспроизводят стереотипы, ...
Добавлено: 8 ноября 2016 г.
Тюмень : Научно-исследовательский институт прикладной этики, 2013
Выпуск посвящен анализу прикладных моралей на разных уровнях, включая профессиональное обучение. ...
Добавлено: 1 марта 2014 г.
Крючкова С. Е., Меликов И. М., Храпов С. А., Logos et Praxis 2018 Т. 17 № 1 С. 40-48
В статье представлен авторский взгляд на проблему глобализации системы высшего образования в ее социокультурном аспекте. Авторы статьи опираются как на собственный опыт преподавания в университетах России, так и на труды отечественных и зарубежных ученых: педагогов, философов, психологов. Внимание авторов направленно на философский анализ целого ряда значимых социокультурных проблем сферы образования: интеграции национальных высших школ в ...
Добавлено: 28 сентября 2018 г.
М. : МАКС Пресс, 2015
Второй выпуск Научно-методического ежегодника гимназии № 1514 посвящен проблемам метода гуманитарных наук, аналитическим исследованиям в области истории и семиотики культуры, русской литературы, комментирования текстов и конкретным педагогическим практикам, которыми делятся коллеги, учителя, выпускники, сотрулничающие с гимназией ученые-педагоги.
Сборник статей адресован как специалистам в области преподавания истории культуры, литературы, отечественной истории, так и всем интересующимся этой проблематикой. ...
Добавлено: 17 марта 2016 г.
Усть-Каменогорск : Казахстанско-Американский свободный университет, 2018
В данный сборник научных трудов вошли материалы XX Международной научной конференции «Ильенковские чтения: Ильенков и психология» (Второе заседание: 15-16 мая 2018 г., г. Москва). В материалах сборника отражено основное содержание устного обсуждения проблем, связанных с пониманием марксистского подхода к сфере человеческого образования. Содержание материалов носит философско-методологический характер, представлено через теоретические позиции Э.В. Ильенкова, Л.С. Выготского. ...
Добавлено: 15 июля 2019 г.
Жукова О. А., Ученый совет 2013 № 10 С. 38-45
В статье выделяются три основных способа-стратегии достижения социокультурных и личностных целей, значимых для современного типа культуры: стратегия диалога, стратегия творчества, стратегия знания, обеспечивающие процедуру культурной идентичности в исторической преемственности социального опыта. Исследуется эффект реализации инновационно-исследовательской модели образования; говорится об оценке ее эффективности и ее основной задаче — выступать в качестве инструмента развития. ...
Добавлено: 11 декабря 2013 г.