?
Онтология негативности
М. :
Канон+, 2015.
Ответственный редактор: Драгалина-Черная Е. Г.
В предлагаемом вниманию читателей сборнике научных трудов собраны статьи российских и зарубежных исследователей, в которых сопоставляются онтологические предпосылки различных интерпретаций концептов «негация» и «негативность» в истории философии и логики, а также демонстрируются ключевые трансформации, произошедшие в интеллектуальной практике освоения этих категорий современной континентальной и аналитической философией.
Гаспарян Д. Э., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
Тема настоящего исследования – демонстрация ключевых трансформаций, произошедших в практике освоения категории негативности в современной философии. Можно выделить четыре основные стратегии «обращения» с негативным: 1. «Парменидовская/(Аристотелевская)» (классическая) стратегия, рекомендует исключить несуществующее из плана существующего, по определению; 2. «Платоновская» (классическая), предлагает почти онтологизировать негативное в качестве причины преходящей и текучей длительности мира, однако, не позволить состояться ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Лифинцева Т. П., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
This paper examines ontological and phenimenological strategies of Buddhism in general and the Buddhist school (darśana) of mādhyamaka. The mādhyamaka’s “śūnyata” (emptiness), for example, is comparable with “Nothingness” in Western existential tradition (though they are not absolutely similar) and we can discover primacy of negativity in both cases. We also try to substantiate that the ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Макарова И. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 25-37.
В статье рассматривается, как, согласно Аристотелю, можно понимать не-сущее и небытие и какие допускаются способы высказывания о нем. ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Егоров А. С., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
В первой книге «Тускуланских бесед» Цицерон в форме диалога двух неизвестных собеседников обсуждает различные виды отношения к смерти. Значительная часть этого диалога посвящена рассмотрению и опровержению представления о том, что души людей после смерти лишены какой бы то ни было формы бытия и, таким образом, не существуют. Взамен этого Цицерон предлагает свою интерпретацию учения Платона ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Хессбрюгген-Вальтер Ш., , in : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
The article provides a close reading of passages from an early modern dissertation on the concept of nothing by Rudolph Goclenius and Cornelius Götz, defended in 1608 at the University of Marburg. The dissertation is interesting for two reasons. It provides an insight into how early modern school philosophers thought about the role of the ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Оливо Ж., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Углева А. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 81-98.
В данной статье анализируются основные модели «негативного воспитания» (педагогическая, эвристическая и эротическая), выработанные в XVIII столетии на стыке философии, педагогики и литературы. «Не дайте зародиться пороку!» - основной тезис доктрины Руссо, следование которому достаточно для успешного воспитания и формирования добродетельного гражданина. Однако теория Руссо не исчерпывает всего многообразия трактовок целей и задач изоляции ребенка в ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Крючкова С. Е., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 99-116.
Несмотря на противоположный стиль философствования Г.Лейбница и М. Хайдеггера, в свете современных дискуссий о Ничто, у этих двух немецких мыслителей обнаруживаются интересные точки пересечения. Общность «промысливания Ничто», выразившаяся в том, что оно в результате получает позитивный смысл, как при лейбницевском анализе отношения «Ничто - Бог» в сопряженности с существующим, так и при хайдеггеровском - «Ничто ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Доброхотов А. Л., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 134-141.
В работе показано, что критика Адорно не замечает всей мощи негативного у Гегеля. Попытка Адорно пересадить гегелевскую «негативность» на почву своей концепции становится невольным доказательством высокой когерентности и теоретических преимуществ «аффирмативной» диалектики Гегеля. ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Данько С. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 200-213.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Вострова Г. А., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 286-293.
По наблюдению одного из современных отечественных философов, вся посткантовская философия построена на открытии продуктивности отрицания: ограниченная, конечная сущность человека, его оторванность от Бога мыслится здесь не как простая привация, лишенность, а как особая форма бытия. Не случайно поэтому, что философский интерес Сартра начинается и заканчивается (как бы «закольцовывает- ся») с проблемы воображения – проблемы, теоретическим ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Шанг Ф. Ж., , in : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. P. 256-291.
Добавлено: 31 января 2014 г.
Кислов А., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Драгалина-Черная Е. Г., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 308-319.
Прослеживается эволюция взглядов Витгенштейна на отрицание и противоречие как развитие грамматической теории. ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Макеева Л. Б., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Селиверстов В. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 331-340.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Горбатов В. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Долгоруков В. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 356-363.
Статья посвящена теоретико-игровому подходу к анализу металингвистического отрицания. ...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Болатаев В. В., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015.
...
Добавлено: 31 января 2014 г.
Карпенко И. А., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. Гл. 14. С. 226-244.
Статья посвящена анализу метода негативной теологии. Метод негативной теологии описывается как апофатический (отрицание) и аферетический (абстракция). Показывается, что негативный метод познания практиковался уже в ранних религиозных и философских учениях (индуизм, даосизм, древнегреческая философия и т.д.). Несмотря на название, метод не обязательно должен быть направлен на познание сверхъестественных сущностей, но применим и для уяснения геометрических и ...
Добавлено: 9 февраля 2014 г.
Драгалина-Черная Е. Г., В кн. : Онтология негативности. : М. : Канон+, 2015. С. 5-6.
Сопоставляются онтологические предпосылки различных подходов к интерпретации концептов «негация» и «негативность» в истории философии и логики. ...
Добавлено: 10 октября 2014 г.
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Замятин Д. Н., Социологические исследования 2014 № 4 С. 20-29
Исследованы основные онтологические модели воображения пространства и движения. Рассмотрено соотношение понятий движения и путешествия сквозь призму понятия сопространственности. Предложен метагеографический
подход к изучению проблематики телесности движения. Выявлено онтологическое
значение сакральности для формирования дискурса путешествия. ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
Замятин Д. Н., Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты 2017 № 3-4(30-31) С. 77-83
В статье исследуется радикальные онтологические трансформации понимания и интерпретации искусства в эпоху Постмодерна. Предлагаются ключевые методологические интерпретации искусства в контексте понятий пространства и метагеографии. Вводится понятие сопространственности, определяющее онтику акта искусства в условиях Постмодерна. Изучена проблематика антропологической динамики в тесной взаимосвязи с формированием новых форм искусства как сопространственности. ...
Добавлено: 3 июля 2019 г.
Мишура Е. С., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия 2016 № 4 С. 176-186
В статье представлены основные идеи этической философии Эмманюэля Левинаса в качестве феноменологической дескрипции отношения лицом-клицу с этическим Другим, которому довольно трудно подобрать аналоги в обыденном опыте. Цель данной статьи - показать, каким образом этичсекий опыт, описанный Левинасом, может быть обнаружен в обыденных ситуациях, которые Левинас относит к онтологии, противоположной, по его мнению, этике. С нашей ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Мишура Е. С., Васильева Е. С., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия 2016 № 4 С. 176-186
В данной статье представлены основные идеи этической философии Эмманюэля Левинаса в качестве тонкой феноменологической дескрипции отношения лицом-к-лицу с этическим Другим, которому довольно трудно подобрать аналоги в обыденном опыте. Цель данной статьи – показать, каким образом этический опыт, описанный Левинасом, может быть обнаружен в обыденных ситуациях, которые Левинас относит к онтологии, которая, по его мнению, противоположна ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом статьи является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 24 мая 2012 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Мироненко И. А., Сорокин П. С., Integrative Psychological and Behavioral Science 2018 Vol. 52 No. 2 P. 331-340
Добавлено: 16 апреля 2018 г.
Сорвин К. В., Философские науки 2018 № 11 С. 143-159
В статье рассматривается восходящая к Гегелю и Франку интерпретация онтологического аргумента как теоретического построения, в неявном виде связанного с осмыслением рефлексивной связи мышления и бытия. Автор приходит к выводу, что последовательное проведение такой интерпретации предполагает обращение к исторически преходящим формам онтологического аргумента, рассматриваемого в качестве развивающегося теоретического построения, реконструирующего логику эволюции рефлексивных систем. В работе ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Мироненко И. А., Сорокин П. С., Integrative Psychological and Behavioral Science 2020 Vol. 54 No. 3 P. 604-612
Добавлено: 27 апреля 2020 г.
Замятин Д. Н., Полис. Политические исследования 2018 № 3 С. 147-165
Аннотация. В статье исследуется в имажинально-онтологическом контексте понятия постгорода и постгородских исследований. Предлагаются базовые онтологические модели воображения большого города Модерна, описывающие его радикальные пространственные трансформации. Вводится понятие сопространственности, определяющее перспективы феноменологических исследований постгородских реальностей. Выявляется значение феноменов пограничности и постномадизма в становлении постурбанизма и не-городских форм расселения. Городское пространство перестает быть городским пространством в традиционном ...
Добавлено: 11 июня 2018 г.
Ищенко Н. И., Сибирский философский журнал 2016 Т. 14 № 1 С. 256-265
Данная статья посвящена проблеме тематического предмета феноменологической онтологии М. Хайдеггера. В работе выясняется, почему Хайдеггеру пришлось оставить философские позиции Гуссерля и определить предмет феноменологии по-новому. Обосновывается также тезис о том, что решающим обстоятельством на пути преодоления Хайдеггером исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия как тематического предмета философствования по отношению к ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Замятин Д. Н., Полис. Политические исследования 2013 № 3 С. 137-148
В статье предложены методологические подходы к изучению взаимодействия пространства и безопасности. Показана тесная онтологическая связь между концептами пространства и опасности. Исследована и описана на базовом уровне метагеографическая модель соотношения пространства и безопасности. Прослежены особенности развития телесных образов безопасности в контексте понятий сопространственности и геономики. ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Селиверстов В. В., Эпистемология и философия науки 2021 Т. 58 № 1 С. 220-234
Понятие Außersein/внебытия, предложенное Алексиусом Май- нонгом, долгое время оставалось в тени принципа внебытия чистого предмета, позволившего сделать предметами сужде- ний предметы, не существующие в действительности. Этот принцип взяли на вооружение многие последователи Майнон- га в рамках аналитической философии, но при этом само поня- тие внебытия они обошли стороной. Внебытие стало объектом исследований сравнительно недавно, и ...
Добавлено: 25 марта 2021 г.
Глебов О. А., Метаморфозис 2018 Т. 2 № 3
В статье автор интерпретирует суждения из "Апофеоза беспочвенности" и приходит к выводу о том, что беспочвенность является разновидностью онтологической негативности, при помощи которой человек может иметь непосредственный опыт действительного. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Кривий Рiг : ДВНЗ "КНУ", 2013
Збірка наукових праць ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.