?
«Трансцендентное в имманентном»: от классической рефлексии к современным дискуссиям о пререфлексивном самосознании
С. 267-288.
В статье анализируются концепции сознания, представляющие собой альтернативы рефлексивной теории, возлагавшей функцию осуществления единства сознания на идентичное Я: неэгологическая концепция Ж.П. Сартра, в которой основанием единства сознания выступает нерефлектированное сознание предмета, и концепции, решающие проблему единства сознания, опираясь на идею пререфлексивного самосознания (Гейдельбергская школа, Д. Захави). Автор статьи показывает, что эти концепции заключают в себе противоречие, поскольку используют метод феноменологической рефлексии для обнаружения разновидности сознания, трансцендентной по отношению к рефлексии.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Рябушкина Т. М., Вопросы философии 2023 № 6 С. 104-115
Работа посвящена проблеме генезиса сознания с позиции трансцендентальной эпистемологии и направлена на выявление условий возможности познания, в зависимости от которых формируются структуры сознательного опыта, как общие, так и определяющие разнообразие конкретных предметов. Трансцендентально-феноменологическая рефлексия об имманентных сознанию способах организации опыта не позволяет решить проблему осмысления познания как отношения познающего субъекта к иному, существующему независимо от ...
Добавлено: 7 апреля 2023 г.
Рябушкина Т. М., Философский журнал 2017 Т. 10 № 4 С. 139-155
В статье анализируется формирование в трансцендентально-феноменологической философии тенденции к отождествлению понятий субъективности и темпоральности. Для данной философской традиции ключевой проблемой является проблема оснований единства сознательного опыта. Классическое ее решение состоит в том, что содержания сознания связаны воедино их принадлежностью одному и тому же Я. Однако Д. Юм ставит под сомнение феноменологическую обоснованность такого решения: восприятия ...
Добавлено: 6 июля 2017 г.
Рябушкина Т. М., Философские науки 2015 № 6 С. 72-86
Цель данной статьи – исследовать разделяемый большинством феноменологов (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, Д. Захави) взгляд на сознание, который опирается на идею о существовании пререфлексивного самосознания и может быть назван одноуровневым отчетом о сознании, сопоставив этот отчет с так называемой «теорией мысли высшего порядка» (HOT-теорией), которая, в свою очередь, стремится прояснить структуру сознательных метальных ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2017 Т. 17 № 4 С. 7-23
Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Рябушкина Т. М., В кн. : Трансцендентальный поворот в современной философии (4): трансцендентальная метафизика, эпистемология и философия науки, теология и философия сознания. Материалы международного научного семинара Москва, 18—20 апреля 2019 г. : М. : ГАУГН-ПРЕСС, 2019. Гл. 4. С. 142-148.
В статье рассматривается вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. В поздний период своего творчества Э. Гуссерль сталкивается с невозможностью объяснить на имманентной сознанию основе появление первичных гилетических конфигураций, определяющих существование единого абсолютного потока сознания (единства первичных впечатлений, ретенций и протенций). Открытие Гуссерлем того, что ...
Добавлено: 18 октября 2019 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2020 Т. 20 № 1 С. 35-68
Статья представляет собой трансцендентально-феноменологическое исследование феномена жизни, показывающее, каким образом с теоретико-познавательной точки зрения можно объяснить осознание различия между живым и неживым, а также изменения понимания этого различия в процессе развития западноевропейской мысли.
Анализ понятия живого существа как «цели природы», введенного И. Кантом, и понятия «живого тела», предлагаемого Э. Гуссерлем, выявляет, что живое отличается от неживого ...
Добавлено: 18 октября 2019 г.
Рябушкина Т. М., М. : Канон+, 2014
В книге анализируются перипетии классического, идущего от Декарта, понимания рефлексии, связанного с предпосылкой об изначальной идентичности познающего субъекта и предмета самопознания. Автор доказывает, что даже те мыслители, которые, как представляется, отказываются от классической рефлексии (экзистенциалисты, аналитические философы, сторонники коммуникативного подхода, современные постмодернисты, рассуждающие о «смерти субъекта»), неявным образом находятся в зависимости от нее. Проведенный критический ...
Добавлено: 22 мая 2014 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 47-66
Работа посвящена ответу на вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. На пути к цели философии – ясному пониманию самого себя как субъективности, функционирующей в качестве первоисточника, – Э. Гуссерль продвигается от описания непосредственно данных вещей и смыслов, составляющих «жизненный мир» познающего, к анализу все ...
Добавлено: 29 сентября 2018 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2016 Т. 16 № 3 С. 24-40
В статье анализируется соотношение временности и причинности как структурообразующих связей сознательного опыта. Традиционным для феноменологии и трансцендентальной философии является полагание временности в качестве фундаментальной характеристики сознания, определяющей саму возможность его существования. Согласно Д. Юму, перцепции мгновенно сменяют друг друга, их ускользанию противостоит лишь фикция постоянства – субстанция; у И. Канта всякое устойчивое соединение многообразного получает ...
Добавлено: 24 июля 2016 г.
Ищенко Н. И., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 6.: СПб. : Алетейя, 2015. Гл. 7. С. 82-97.
Данная работа посвящена проблеме рецепции феноменологической философии Э. Гуссерля в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. В работе выявляются те общие в системах обоих философов элементы, которые проясняют влияние феноменологии на становление исходных философских установок М. Хайдеггера, а именно гуссерлево представление о восприятии и интенциональности, материальном априори и категориальном созерцании, а также специфически гуссерлевская концепция трансцендентальной философии. ...
Добавлено: 15 марта 2016 г.
Рябушкина Т. М., Философские науки 2017 № 3 С. 68-80
Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности ...
Добавлено: 8 июня 2017 г.
Рябушкина Т. М., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020
Работа посвящена прояснению теоретико-познавательных оснований структурообразующих связей сознания, таких как пространственность, временность, причинность и др., а также оснований существования в сознании различных типов предметности (например, «живое», «неживое», «прекрасное»). Данные фундаментальные вопросы рассматриваются в контексте смены познавательных установок, определяющих специфику мировоззрения и культуры соответствующей эпохи. Автор реформирует трансцендентально-феноменологический метод исследования сознания, что позволяет избежать трудностей классического ...
Добавлено: 18 октября 2019 г.
Seyler F., Brick of Knowledge 2020
Мишель Анри (1922–2002) разработал радикально пересмотренный подход к феноменологии через критическое прочтение феноменологической традиции (в особенности Гуссерля и Хайдеггера). Анри называл свой подход «феноменологией жизни», а до этого «материальной феноменологией» или «радикальной феноменологией». Отчасти он находился под влиянием творчества Мен де Бирана. Возможно, наиболее характерной, а также наиболее противоречивой чертой феноменологии жизни Анри является то, ...
Добавлено: 18 февраля 2024 г.
Чернавин Г. И., , in : Wohnen als Weltverhältnis: Eugen Fink über den Menschen und die Physis. : Muenchen, Freiburg : Verlag Karl Alber GmbH, 2019. Ch. 5. P. 90-101.
Статья Die flimmernde Natur der Doxa: zwischen dem Durchbruch der Befangenheit und der Gefangenschaft (1 п.л.) посвящена проблеме преодоления догматизма как она формулируется в философии Ойгена Финка (1905-1975). ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Щедрина И. О., Щедрина Т. Г., Вопросы философии 2022 № 12 С. 137-147
«Экспорт» интеллектуальной культуры или «трансфер идей» это одна из актуальнейших проблем философии. Траектории движения мысли очень трудно проследить в исторических контекстах. Архив эпохи становится фундаментом таких историко-философских исследований и требует, помимо всего прочего, осмысления эпистолярного наследия интеллектуалов. Мы представляем переписку двух русских ученых-гуманитариев Романа Осиповича Якобсона и Николая Ивановича Жинкина, которые принадлежали к одной «сфере ...
Добавлено: 4 ноября 2022 г.
Сафронов П. А., Сидорова К. Д., Вопросы образования 2016 № 3 С. 224-237
Исследуются причины,
по которым инновационное педаго
гическое движение, развернувшееся
во второй половине 1980‑х годов, от
носительно быстро исчерпало перво
начальный импульс и не стало устой
чивым фактором институционального
развития в России. На основе интервью
с участниками инновационного движе
ния, а также нарративного анализа ма
териалов периодики и архивной доку
ментации авторы обосновывают те
зис о преобладании в инновационном
движении задачи субъективной эман
сипации, усвоения культуры свободы
над целями организационно-проект
ного управления. ...
Добавлено: 7 октября 2016 г.
Крючкова С. Е., Научные труды Московского гуманитарного университета 2018 № 2 С. 63-72
В статье исследуется эвристический потенциал феноменологии Э. Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я), которая имеет важное значение для построения общей теории аргументации. ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.
Туляков Д. С., Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya 2017 No. 50 P. 224-235
В представленной статье автобиография У. Льюиса «Подрывник и бомбардир» (1937) рассматривается как инструмент переоценки модернизма и его репрезентации для широкой аудитории читателей популярной литературы. То, что Льюис прибегает к жанру автобиографии, чтобы концептуализировать модернизм и занять позицию извне/изнутри него, свидетельствует об отходе автора от критики современного типа субъективности, исторического подхода к индивидуальности и фикционализации автобиографии ...
Добавлено: 7 декабря 2017 г.
Шпаковская Л. Л., Europe-Asia Studies 2015 Vol. 67 No. 10 P. 1571-1586
Материнство в современной России представляет собой сложное дискурсивное поле. В статье анализируются различные способы, которыми знание о материнстве производит материнский опыт. Общую теоретическую рамку задают работы Мишеля Фуко и его понятие дискурсивной власти основанной на знаниях. Материнство представляет собой классо-специфическую дискурсивную практику. Основным объектом исследования в статье выступают российские матери из среднего класса. В статье ...
Добавлено: 10 апреля 2015 г.
Назмутдинов Б. В., Вопросы права и политики 2012 № 4
В статье подчеркивается, что ключевыми началами, обусловившими возникновение и развитие политико-правовых воззрений классиков евразийства (Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), стали, во-первых, социально-исторический и духовный контекст эмиграции, в котором формировалось евразийство, и, во-вторых, научное и идеологическое влияние их предшественников. В связи с этим анализируются воззрения славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.И. ...
Добавлено: 13 марта 2013 г.
Баньковская С. П., Социологическое обозрение 2014 Т. 13 № 1 С. 171-175
Размышления над новой, новаторской, книгой известного этнометодлога Кеннета Либермана, которая представляет собой собрание его многолетних исследований и экспериментов, выполненных в стиле "теоретически-ориентированного исследования". Теоретическую основу этнометодологического экспериментирования (что уже само по себе нетрадиционно) составляют феноменологические (гуссерлианские) изыскания Либермана. В статье дана оценка перспектив развития такого рода теоретизирования в социологии. ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Немзер А. С., Знамя 2012 № 10 С. 162-167
Дан общий очерк творчества Гончарова. ...
Добавлено: 25 декабря 2012 г.