?
Исследование процесса присвоения учебного содержания
Исследование выполнено в рамках теории культурного развития, разработанной Л.С. Выготским и его единомышленниками. Были сформулированы и эмпирически проверены две гипотезы относительно процесса присвоения учебного содержания, вытекающие из этой теории. Первая касается внутренней логики этого процесса, т. е. необходимой последовательности его этапов и результатов, описание которых задает таксономию педагогических целей. В исследовании апробировалась таксономия, основу которой составляет уровневая схема присвоения знака, намеченная Л.С. Выготским и конкретизированная в работах В.В. Давыдова и его сотрудников. Вторая касается временной характеристики присвоения, которую определяют два теоретических конструкта: понятие зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), согласно которому реальное присвоение учебного содержания выходит за временные рамки процесса обучения, и периодизация культурного развития (Д.Б. Эльконин), определяющая то, как учение вписано в процесс взросления. В исследовании использовался комплект уровневых тестов для школы, разрабатываемый группой российских специалистов с опорой на теорию культурного развития, — Student Achievement Monitoring (SAM). Тестировалось присвоение программы по математике и русскому языку для начальной школы учащимися разных возрастов из разных регионов России. Первая гипотеза проверялась в ходе апробации бланковой формы тестов в регионах Российской Федерации весной 2012 г. В апробации приняли участие более 5000 учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Проверка второй гипотезы проводилась в специальном исследовании, состоящем из двух этапов. На первом этапе тесты SAM по математике и русскому языку были предложены учащимся 4-х, 6-х, 8-х и 10-х классов. На втором этапе, который проходил через год, с помощью тех же тестов были проведены повторные срезы на тех же учащихся. Результаты исследования в целом свидетельствуют в пользу предложенной уровневой схемы: в большинстве задачных блоков, построенных по заданным в таксономии критериям, задачи первого, второго и третьего уровня образуют соответствующую иерархию по трудности. Причем в большинстве случаев возрастание трудности от первого уровня ко второму и третьему носит выраженный, статистически значимый характер. Полученные результаты также подтверждают гипотезу, согласно которой процесс присвоения существенно выходит за пределы собственно обучения: полное присвоение учебного содержания начальной школы происходит примерно к концу основной школы.