• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А кактус можно и побрить

Завершились конкурсные отборы Благотворительного фонда В. Потанина среди преподавателей и студентов ведущих вузов города Москвы. Победителями конкурса среди молодых преподавателей были признаны Елена Подколзина, старший преподаватель кафедры институциональной экономики, и Андрей Шевчук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ.

Они прочтут лекции на Зимней школе, которая проходит в эти дни (со 2 по 6 февраля) в Подмосковье. Среди слушателей от ГУ-ВШЭ в школе принимают участие победители конкурса эссе Мария Вагина (отделение культурологии факультета философии) и Алексей Сергеев (факультет бизнес-информатики, Нижегородский филиал).

Во время работы школы студенты посетят тренинги и мастер-классы, примут участие в культурных и спортивных мероприятиях. Кроме того, стипендиаты прослушают наиболее интересные научно-популярные лекции молодых преподавателей лучших вузов страны. Для молодых преподавателей составлена особая программа. Они станут участниками тренингов и дискуссий, получат возможность присутствовать на лекциях ведущих ученых и профессоров, а также станут членами жюри грантового конкурса студенческих проектов. Там же с грантополучателями будут подписаны финансовые документы, и состоится вручение дипломов.

Впечатлениями от конкурса и ожиданиями от зимней школы с корреспондентом Новостной службы поделились Елена Подколзина, Андрей Шевчук и Мария Вагина.

Мария Вагина

— Мария, поздравляем вас с победой. Расскажите, как вы узнали о конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина.

— На сайте Вышки появилось объявление со списками людей, которые зарегистрировались на конкурс. Моя подруга спросила, почему меня нет в списках. Действительно, непорядок, подумала я и зарегистрировалась.

— Каковы ваши ожидания от зимней школы?

— Насколько я знаю, там будут лекции преподавателей, которые победили в конкурсе. Но главная цель — доработать проекты, которые представлялись на конкурс, и защитить их в конце школы. Лучшие проекты получат грант. Но поскольку я второкурсница, мне было позволено участвовать в конкурсе на других условиях — написать эссе.

Мария Вагина
Мария Вагина
— Какие у вас остались впечатления от конкурса?

— Было очень интересно. Я вышла после конкурса, еще не зная результатов, позвонила маме и сказала, что я точно ничего не получу, но мне так понравилось, что стипендию надо давать организаторам. Думаю, те, кто увлекся процессом и стал в нем жить, наверное, и стали стипендиатами (смеется). И еще от школы я жду новых интересных знакомств.

Андрей Шевчук

— Андрей, победители конкурса среди молодых преподавателей будут читать лекции на зимней школе. Чему посвящена ваша лекция?

— Моя лекция будет посвящена той теме, которой я наиболее активно на данной момент занимаюсь, — развитию новых форм занятости, независимых форм занятости, фрилансу. Меня интересуют теоретические обоснования этого понятия. Фриланс — не научный термин, а скорее популярный. Он активно используется в Интернете, но в научных публикациях его редко встретишь. Я пытаюсь обосновать использование термина в научной сфере и его отличия от терминов "самозанятость", "вторичная занятость".

— С чем связан ваш интерес к этой теме?

— Хотя говорят, что ученый должен быть беспристрастен, я не скрываю своего личностного отношения к проблеме. Мне всегда импонировал подобный стиль жизни. Фриланс — это не форма занятости, это жизненная стратегия. Возможно, в чистом виде мы, ученые и преподаватели, не можем быть названы фрилансерами, но устройство нашей жизни похоже на фрилансерское. Существует конкуренция за проекты и гранты. Проектная работа. Нет жесткого административного контроля. В душе себя ощущаю фрилансером, и мне интересно посмотреть, как люди этим занимаются.

— Проектное мышление — это привычка, внутренняя характеристика или веяние нового времени, инновационной экономики, где требуется творческий подход?

Андрей Шевчук
Андрей Шевчук
— Вопрос прямо-таки в точку. Я сейчас провожу исследование на эту тему с коллегой Денисом Стребковым. И мы как раз пытаемся ответить на вопрос, являются ли личностными характеристиками склонности к риску, подчеркнутой свободе или это системный фактор, заставляющий людей работать в таком ключе. У меня нет готового ответа, но, несомненно, эта форма занятости не для всех. Я полагаю, что личностные характеристики играют определенную роль. Ты должен быть готов к нестабильности. В зависимости от личностного отношения один будет угнетен такой формой работы, а другой будет воспринимать это как свободу. Это с одной стороны. Однако, с другой стороны, в современном обществе все становится зыбким, эфемерным, и я бы сказал, что новые обстоятельства открывают новые возможности для этой формы занятости. Я отошел от "разового взгляда" на данный вопрос. Не буду говорить, что за этим будущее, никогда эта форма занятости не будет доминирующей. Но новые технологии, передача информации на расстояния предоставляют новые возможности для такой работы, позволяют применять такие формы более широко.

— Каким образом проходят исследования, как возможно изучение фрилансеров?

— Мы занимаемся этой темой при поддержке Научного фонда ВШЭ. Только что закончили масштабный интернет-опрос фрилансеров на одном из специализированных сайтов. Речь идет о десятках тысяч анкет. Мы хотим впервые в России, — а таких исследований мало и за рубежом, — получить количественные данные. Это будет первая точка отчета, от которой можно будет плясать. С нами работает целая группа студентов, ребят из магистратуры. Массив уже снят, в ближайшее время мы получим первый результат. Я бы хотел определиться с терминами. Для нас фрилансеры — это люди, которые не заняты в штате организации, а самостоятельно выходят на рынок, предоставляют услуги широкому кругу заказчиков. В каком-то смысле фрилансер — это человек-фирма. Но они отличаются от предпринимателей, так как не используют наемную рабочую силу, а все выполняют лично.

— Андрей, как вам кажется, Вышка — благодатная среда для фрилансеров из мира науки?

— Если раньше моя проектная жизнь распространялась "поверх" многих учреждений, то сейчас она сосредоточена в Высшей школе экономики, и не возникает необходимости выходить за рамки. Можно реализовывать все свои интересы в границах существующей системы. В течение этого времени я разработал два курса: "Сравнительный анализ хозяйственных систем" и "Социология хозяйственного развития". Я всегда видел преподавание как авторский процесс, никогда не мог преподавать по учебнику, по чему-то, что было сделано без меня и до меня. В общем, я прекрасно реализовываю себя в стенах Вышки и думаю, что в дальнейшем это продолжится.

— Как бы вы охарактеризовали свою деятельность в двух словах?

— То, что я скажу, будет звучать, возможно, пафосно и громко, но все, что я умею в жизни, — это производить некие идеи. Я не могу эти идеи полностью воплотить, для этого нужны другие качества. Поэтому считаю себя генератором идей, поэтому и люблю слово "концепция". Как только заканчивается производство идей, мой интерес улетучивается, начинается рутина, которой я не люблю и не умею заниматься. В этом смысле у нас прекрасный тандем с Денисом Стребковым, отличным профессионалом в том, чего я не могу делать.

Елена Подколзина

— Елена, на каком факультете вы преподаете?

— Я преподаю институциональную экономику на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и являюсь сотрудником лаборатории институционального анализа экономических реформ (http://lia.hse.ru), пока старший преподаватель — должна пройти конкурс на доцента в феврале.

— Какую тему лекции вы заявляли на конкурсе?

— Институциональный анализ бюрократии. Именно ее я подавала на конкурс.

— Для вас участие в этой научной школе — не первый опыт?

— Я участвовала в Европейской летней школе институциональной экономики. Основными организаторами были партнеры Вышки — Париж-X. Сейчас являюсь одним из организаторов летней школы институционального анализа. Иными словами, у меня есть опыт как участника, так и организатора, но непосредственно преподаванием на школе я не занималась.

— Как вы думаете, чем для вас будет полезна зимняя школа?

— С точки зрения организатора школ любопытно посмотреть, как собираются проводить данную зимнюю школу. У меня есть собственный опыт и много своих идей. Мы, сотрудники лаборатории, достаточно часто стараемся ездить на какие-то мероприятия, школы, workshоp'ы, чтобы перенять методики, приемы. Тем более, как мне кажется, цели этой зимней школы и школы, организуемой лабораторией институционального анализа, примерно одинаковые: это объединение людей, занимающихся наукой, научное сотрудничество, развитие связей между регионами и центром.

— Проект, который вы сейчас разрабатываете, посвящен…

— Сложно выбрать главный проект. В плане административном, наверное, главный проект — это летняя школа. В плане преподавательском — разработка он-лайн учебника по институциональной экономике, а в плане исследований моя тема коррелирует с заявленной темой лекций "Институциональный анализ бюрократии".

Что касается он-лайн проекта, эта идея вызревала постепенно. Можно преподавать по-разному: один раз придумал программу, прочитал ее, а дальше идешь по накатанной, не изобретаешь ничего нового. Легко, просто, минимальные затраты. Но в то же время и минимальное удовольствие. Дисциплина новая, учебников нет, как правило, преобладают монографии по определенным темам. Сразу возникает идея: почему бы не сделать учебник? Начали постепенно разворачивать эту идею. Ныне на дворе двадцать первый век, Интернет. Почему бы не попробовать сделать в стиле ЖЖ? Начали делать в стиле ЖЖ. Потом думаем: стиль ЖЖ на бумаге — это как-то неправильно. Решили сделать продукт интерактивным. Существует вариант интерактивного учебника, когда ты просто заливаешь на диск и ползаешь по содержанию. Это показалось неинтересно. Тогда начали постепенно разворачивать этот проект он-лайн. Он покрывает первую часть курса институциональной экономики и, насколько я знаю, данный продукт востребован студентами.

— На все хватает сил? Под каким девизом проходит ваша научная жизнь сейчас?

— Что-то из серии "Инициатива наказуема" или "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус". Наша жизнь в значительной мере похожа на это. Не то чтобы с голоду пытаемся есть кактусы, просто мы не боимся уколоться. Если взять те же летние школы: ни опыта, ни представления о том, что это и как это делается, у нас не было, поэтому в первый раз было очень затратно. Было довольно тяжело продумать, как и кого привлечь. Но нас это не остановило, и мы продолжаем есть этот кактус (улыбается). Тем более, что если его побрить, то получится очень даже ничего. Кактус — это, знаете ли, деликатес в некоторых кухнях.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Преподаватели НИУ ВШЭ стали обладателями гранта Фонда Потанина

Фонд Потанина подвел итоги 10-го, юбилейного сезона грантового конкурса для преподавателей магистратуры. По его результатам в список победителей вошли 150 представителей разных вузов России, пятеро из которых — преподаватели НИУ ВШЭ.

Студенты ВШЭ получили «потанинские» стипендии

33 студента, представляющие разные кампусы Вышки, вошли в число победителей ежегодного стипендиального конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина.

38 студентов магистратуры ВШЭ стали победителями стипендиального конкурса Благотворительного фонда В. Потанина

В их число вошли студенты всех четырех кампусов Вышки. Потанинскую стипендию они будут получать до конца своего обучения в магистратуре.

Институциональная экономика

Зачем люди придумывают себе правила и механизмы принуждения к их соблюдению.

Вышка сохранила 1 место в нарастающем рейтинге вузов фонда Владимира Потанина

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2016/17 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность университетов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.

ВШЭ снова заняла I место в рейтинге вузов-участников стипендиальной программы Владимира Потанина

Благотворительный фонд В. Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2015/16 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность вузов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.

Иностранные студенты смогут учить русский язык с бабушками из России

Проект студентов и выпускников ВШЭ «Язык поколений» стал одним из победителей конкурса социально значимых проектов школы фонда Владимира Потанина. Идея проекта — познакомить иностранных студентов, изучающих русский язык, с бабушками и дедушками из России. У студентов таким образом появится языковая практика, а у пожилых людей — дополнительное общение.

ВШЭ вновь лидирует по числу студентов, удостоенных стипендий фонда Владимира Потанина

Экспертный совет благотворительного фонда Владимира Потанина подвел итоги стипендиального конкурса для студентов-магистрантов и грантового конкурса для преподавателей магистратуры. Победителями стали 42 студента и 3 преподавателя ВШЭ. По количеству победителей среди студентов Вышка возглавляет список вузов-участников конкурса второй год подряд.

ВШЭ заняла I место в рейтинге вузов-участников стипендиальной программы Владимира Потанина

7 сентября в информационном агентстве ТАСС Благотворительный фонд В. Потанина представил результаты рейтинга вузов 2015 года. В рейтинге оценивается деятельность вузов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.

Магистры ГМУ ВШЭ получили грант благотворительного фонда Владимира Потанина

В Подмосковье завершила работу школа благотворительного фонда Владимира Потанина. В течение пяти дней работы школы ее участники (победители стипендиальной программы и грантового конкурса фонда разных лет) под руководством опытных тренеров дорабатывали свои социально-значимые проекты, а затем презентовали результаты своей работы Экспертному совету. По итогам работы школы совет выбрал 11 лучших проектов, получивших гранты на реализацию. В этом году грантовый фонд конкурса составил 2 миллиона рублей.