• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

«Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием»

© iStock

Задача современных университетов — дать молодым людям те навыки и компетенции, которые помогут им встроиться в экономику сегодняшнего и завтрашнего дня, выбрать свою жизненную траекторию. При этом студенты становятся одними из основных заказчиков для программ образования. Об этом шла речь на форуме «Наука и университеты», который стартовал 12 декабря в нижегородской Вышке.

Всероссийский научный форум «Наука и университеты» — одно из крупнейших научных мероприятий в России, проведение которого включено в план основных мероприятий Года науки и технологий.

Никита Анисимов

Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов выступил на панельной дискуссии «Новые паттерны молодежной политики: компетенции будущего и лидеры изменений». Роль молодежи в России растет, и ВШЭ уделяет много внимания вовлечению молодых людей в науку, подчеркнул он. При этом сейчас на первое место по значимости выходит третья миссия университетов — вклад вузов в развитие общества, региона, страны.

«Все инструменты, которые есть в университете, направлены на то, чтобы сформировать в молодом человеке те способности и компетенции, которые в дальнейшем будут обеспечивать его максимально эффективное вхождение в процесс построения новой экономики России», — убежден ректор.

Григорий Гуров

Современный университет — уже не столько про получение профессии, сколько про науку учиться, отметил заместитель министра науки и высшего образования России Григорий Гуров.

Мир меняется, и мы понимаем, что человеку уже невозможно получить одну профессию на всю жизнь

Он полагает, что необходимо выстроить логику обучения так, чтобы студент мог выбрать свою жизненную, не только карьерную, траекторию, дать возможность студенту попробовать разные роли, почувствовать себя организатором и исследователем, научиться работать в команде, управлять, вести переговоры и т.д. «Мы должны объяснить, как работать с собой и заниматься саморазвитием. При этом вся воспитательная система должна быть направлена на непосредственное взаимодействие с человеком — это дорога с двусторонним движением», — убежден Григорий Гуров.

Молодежь — не подчиненное звено в университете, а один из основных заказчиков, напомнил исполняющий обязанности ректора МГУ имени Н.П. Огарева Дмитрий Глушко: «Не нужно пытаться вставить молодых людей в рамки и заставить маршировать, как нам нравится. Им это быстро надоест или наскучит. Если надоест — будет возмущение, если наскучит — они от нас сбегут».

По его мнению, именно от университета во многом зависит, чтобы студенты не просто отучились в регионе, но и остались там работать, строить бизнес, развивать экономику.

Ольга Петрова

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова рассказала о развитии науки в регионе, в частности о создании наукограда Саров, а руководитель молодежных проектов АНО «Россия — страна возможностей» Ирина Карих отметила возросшую важность новых медиа и их потенциал в популяризации науки и университетов.

Вторая панельная дискуссия была посвящена сценариям региональной синергии, в частности университетской IT-коллаборации.

Директор группы компаний «ТехноСпарк» Денис Ковалевич привел любопытную статистику. По его наблюдениям, около 40% студентов, с которыми взаимодействует компания, в будущем хотят работать в госсекторе (стабильность), еще 40% — в корпорациях (хорошая оплата). Лишь оставшиеся 20% хотели бы построить свой бизнес, но подавляющее большинство из них не знают, как это сделать. Это та целевая аудитория, на которую направлена программа университетского технологического предпринимательства, полагает он.

Примерно треть из первых двух категорий считают, что у них не получится попасть туда, куда хочется, по объективным причинам: не хватит капитала или связей. Поэтому они рассматривают создание своего бизнеса как возможную альтернативу, поскольку для них закрыты другие карьерные траектории.

«Все большее число безработных в России приходится на возраст 22–32. Их доля в общем числе безработных все время растет. Это нужно понимать и учитывать в работе с молодежью по вовлечению в технологическое предпринимательство», — добавил Денис Ковалевич. 

Замдиректора Института образования ВШЭ Илья Коршунов подчеркнул возрастающую значимость программ дополнительного профессионального образования.

Человеческий капитал становится источником прогресса, и люди выбирают альтернативные пути образования. Мы сейчас наблюдаем, как университеты реализуют программы ДПО. Здесь существуют очень большие вызовы

Также в рамках панельной дискуссии выступили заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян и ректоры нескольких региональных вузов.

Третья панельная дискуссия была посвящена развитию университетских кампусов. Кроме того, Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования ВШЭ, провел публичное интервью с Денисом Ковалевичем, посвященное платформе университетского технологического предпринимательства, и модерировал работу медиалаборатории.

Во второй день форума запланированы сессии, посвященные профессиональному и карьерному развитию, программам стажировок и практик, а также деловая игра «Время карьеры». Участники форума обсудят такие актуальные темы, как бесшовность реализации государственной молодежной политики в вузах и СПО, анализ Big Data в социальных и гуманитарных науках. В заключение форума состоится заседание Совета молодых ученых Нижегородской области.

Вам также может быть интересно:

Отборочный этап студенческой олимпиады «Я — профессионал» собрал более 104 тысяч участников

За 17 дней более 104 тысяч участников из разных регионов России попробовали свои силы в состязаниях отборочного онлайн-этапа пятого сезона олимпиады«Я — профессионал» — одного из флагманских проектов президентской платформы«Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

НИУ ВШЭ подвел итоги участия в программе Года науки и технологий в России

Уходящий 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий. Новостная служба портала рассказывает, какие мероприятия проводила Высшая школа экономики под эгидой Года науки, о достижениях университета, а также о том, как Вышка помогает популяризации отечественной науки.

Исследование ВШЭ: реабилитацию детей с артрогрипозом может облегчить стимуляция мозга

Совместно с НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Турнера исследователи НИУ ВШЭ изучили, как мозг детей с артрогрипозом после пересадки мышц контролирует сгибание локтя. Оказалось, что у таких пациентов вовлекается больше моторных нейронов, то есть начало нового движения требует от мозга больше усилий.

«Задачи Высшей школы экономики вращаются вокруг слова “человек”»

В Парке науки и искусства «Сириус» завершился Конгресс молодых ученых — одно из ключевых мероприятий Года науки и технологий. В работе конгресса приняла участие делегация Высшей школы экономики. Как это было — в репортаже новостной службы портала.

В Сочи стартовал Конгресс молодых ученых, в работе которого принимают участие представители ВШЭ

В образовательном центре «Сириус» в Сочи начал работу Конгресс молодых ученых. Это итоговое мероприятие Года науки и технологий, который проходит сейчас в России. В рамках конгресса пройдут также мероприятия VII Ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО. Вышка представлена в Сочи большой группой ученых и экспертов.

Ученые предложили способ увеличения заряда суперконденсаторов

Ученые МИЭМ ВШЭ и Института неклассической химии в Лейпциге предложили новую теоретическую модель суперконденсаторов. Она впервые учитывает свойства катиона, которые существенно влияют на электрическую емкость суперконденсатора. Это первая подобная работа в области электрохимии. По мнению авторов, модель должна позволить инженерам в будущем создавать более мощные источники энергии. Результаты работы опубликованы в журнале The Journal of Physical Chemistry C. Исследование выполнено в рамках гранта РНФ.

В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области. Статья “The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian” вышла в журнале PLOS ONE.

Вышка примет участие в создании Супер С-тау фабрики

18 ноября в Новосибирске десять университетов и институтов объявили о создании партнерства по строительству электрон-позитронного коллайдера для исследования очарованных частиц и тау-лептонов. Новый эксперимент запланирован в рамках Супер С-тау фабрики. В десятку основателей вошли две международные и восемь российских команд, включая Высшую школу экономики.

Модель, описывающая отношения хищников и их жертв, стала основой для прогноза распространения COVID-19

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ предложили математическую модель, описывающую течение пандемии COVID-19 с учетом ограничительных мер, принимаемых в разных странах. Она поможет правительствам принимать взвешенные и своевременные решения о введении или отмене ограничений. Работа опубликована в журнале Eurasian Economic Review.

С возрастом мозгу требуется больше усилий для координации движений руками

Группа ученых с участием ведущего научного сотрудника Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Вадима Никулина обнаружила, что падение с возрастом способности к противофазным билатеральным движениям связано с изменением альфа- и бета-активности мозга.