• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Химики Вышки разобрали COVID -19 на молекулы

Химики Вышки разобрали COVID -19 на молекулы

© iStock

В этом году факультет химии НИУ ВШЭ объявляет второй набор в бакалавриат. Главное, что получают в Вышке студенты – это возможность заниматься научной работой уже с первого курса, в том числе на базовых кафедрах и в лабораториях РАН. Сегодня ученые-химики ведут исследования по самым актуальным темам, например, дизайн лекарств и COVID-19. 

Эксперты Вышки и Института органической химии Российской академии наук написали обзор «Молекулярные основы патогенеза COVID-19», в котором разложили по полочкам то, как вирус проходит в организм, как он обходит иммунную систему, и что нужно сделать, чтобы его остановить. Авторы приводят методы моделирования лекарств от коронавируса и последние результаты этой работы.

Параллельно с написанием обзора эта же команда химиков занялась моделированием ингибитора главной протеазы COVID-19 – вещества, способного заблокировать развитие вируса в организме. Для моделирования в простых случаях используется процедура докинга, или стыковки, которая названа так по образу и подобию дока и корабля, в него входящего.

Игорь Свитанько, заведующий базовой кафедрой органической химии Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН

Игорь Свитанько, заведующий базовой кафедрой органической химии Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН

В случае с коронавирусом обычный докинг не работает, поэтому мы используем свою разработку – принцип “докинга по поверхности”, когда исследуется связывание лекарства не с конкретным активным центром, а со всей поверхностью белка. В нашей с коллегами статье, которая выходит в июле в журнале «Mendeleev Communications», рассказывается о двух давно применяемых в медицине веществах, которые, согласно расчетам вышеописанным методом, вероятно, могут быть лекарствами против коронавируса. Этот путь – найти дополнительную активность известного препарата – может быстрее привести к появлению массового препарата, поскольку направленный синтез и длительные испытания совершенно новых лекарств гораздо сложнее. 

Но, конечно, новые лекарства тоже моделируются и синтезируются, и здесь работу химикам облегчает доступ к суперкомпьютеру Вышки. Без этого провести подобные исследования было бы намного сложнее, ведь для любого молекулярного моделирования требуется огромное количество вычислительных ресурсов. 

Компьютерный дизайн биологически активных соединений (например, лекарств) – это тема, которую ведут лаборатории Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН. И это тема одного из спецкурсов факультета химии НИУ ВШЭ. В одной из лабораторий ИОХ РАН в 2014 году синтезировали лекарство против лейкемии, в 2017-м – против ревматоидного артрита, в 2020-м включились в моделирование лекарства против текущей напасти. В планах на 2020-2021 годы – моделировать лекарство еще до того, как болезнь расползлась по миру. Например, сейчас идет работа над структурой ингибитора белка вируса G4 EAH1N1 (новый свиной грипп), который недавно обнаружили китайцы и поняли, что эта зараза опаснее, она гораздо быстрее передается от человека к человеку, чем COVID-19.

Студенты 1 курса факультета химии Вышки, работающие в этой лаборатории, уже опубликовали статью по моделированию противораковых препаратов. Следующий этап – организация собственной лаборатории молекулярного моделирования в НИУ ВШЭ – для студентов, желающих дать человечеству новые практически важные соединения, не только биологически активные.

Основное отличие образования на факультете химии Вышки в том, что студенты начинают неимитационную научную работу максимально рано, а образование и научная работа представляют собой неразрывное целое. Научная работа входит в учебный план студентов со второго курса, и предполагает, что студент занимается ею и все свое свободное время. Это дает эффект – публикации, повышенная стипендия, научные проекты в Вышке и участие в грантах институтов, конференции (не только и не столько студенческие) и диплом. Ведь научные исследования – это и есть цель и конечный результат обучения на факультете. 

По словам Виталия Котова, декана факультета химии, первый набор студентов получился разнородный. «Но потенциал у ребят хороший. Для нас важно, чтобы они встроились в систему обучения и преодолели трудности начального этапа университетской жизни», – рассказывает он. 

Факультет химии появился в Вышке при поддержке Российской академии наук. Его базовые кафедры сформированы в четырёх Институтах РАН, учебные программы также разработаны сотрудниками академии. Впрошлом году факультет провел первый набор на бакалаврскую программу «Химия». В этом году впервые будет проведен набор на бюджетные места.На факультете работают ученые, занимающиеся самыми разными областями фундаментальной химии – от молекулярного моделирования и квантовой химии, проницаемости мембран и металлокомплексного катализа до полного синтеза природных соединений и лекарств. Сотрудники факультета, одновременно руководя научными направлениями в своих институтах, доводят кратчайшим путем последние результаты химической науки до студентов факультета химии НИУ ВШЭ.

Для студентов была оборудована новая лаборатория в Институте общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова (ИОНХ РАН). Такие же лаборатории, по мере появления соответствующих химических курсов, будут организованы в трех других базовых институтах РАН – Институте органической химии, Институте элементоорганических соединений, Институте нефтехимического синтеза. 

Особенность образовательной программы по химии – высокая концентрация практики, говорит руководитель программы, профессор, член-корреспондент РАН Андрей Ярославцев, поэтому открытие лаборатории – это важный шаг в развитии направления. По его словам, новый практикум отвечает всем современным требованиям и не уступает по качеству лабораториям в других учебных заведениях. Высоко оценивает Андрей Ярославцев и компетенции некоторых первокурсников.

Во всех базовых институтах РАН студенты факультета химии работают под руководством ведущих ученых страны, и студенты могут легко побеседовать о науке с академиками. Владимир Иванов, директор Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, отмечает, что фактически каждый студент получает персонального тьютора, который будет погружать его в настоящую науку, и они будут заниматься актуальными исследованиями под руководством ученых Российской академии наук. «В этом и заключается “фишка” базовых кафедр Высшей школы экономики институтов РАН: мы объединяем усилия, и получается синергия», – говорит он.