• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Результаты нашей работы будут полезными при поиске “двойников” Земли»

«Результаты нашей работы будут полезными при поиске “двойников” Земли»

@Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Чем привлекателен космос, кому мешает геокорона Земли, какие качества важны для физика-исследователя и как вернуть престиж профессии ученого – об этом новостной службе портала Вышки рассказал Игорь Балюкин, старший преподаватель факультета физики НИУ ВШЭ, победитель в номинации «Лучшая работа, выполненная молодыми учеными» конкурса Института космических исследований РАН (ИКИ РАН).

О выборе профессии и интересу к загадкам

Я родился и вырос в Нижнем Новгороде. Учился в техническом лицее №38, который с отличием окончил в 2011 году. Именно там, благодаря учителям и одноклассникам, меня впервые по-настоящему увлекла физика. В нашем классе было «модно» выступать на олимпиадах, мы все старались участвовать в них, и между нами царил здоровый дух соперничества. Это, конечно, подстегивало учиться, узнавать еще больше. Кроме того, мне (и в школе, и сейчас) интересно разбираться в устройстве нашего мира. По каким законам и правилам он функционирует? Почему он именно такой, каким мы его наблюдаем? Разгадывать загадки – всегда увлекательно, поэтому я решил связать свою жизнь с физикой и поступил на механико-математический факультет МГУ. На третьем курсе я начал серьезно заниматься изучением космоса, а на четвертом – уже работал в ИКИ РАН в лаборатории межпланетной среды, которой заведует мой научный руководитель Владислав Измоденов.

О своем исследовании и изучении экзопланет

Статья, за которую я получил премию Института, посвящена исследованию внешней части атмосферы (экзосфере) Земли, которая соприкасается с окружающей ее межпланетной средой.

Игорь Балюкин стал лауреатом конкурса научных работ, выполненных сотрудниками Института космических исследований РАН в 2019 году, в номинации «Лучшая работа, выполненная молодыми учеными». Исследование под названием «Анализ данных SWAN/SOHO по измерению солнечного Лайман-α излучения: геокорона простирается далеко за пределы Луны» упомянуло в своем пресс-релизе Европейское космическое агентство. Также о работе российского ученого написали авторитетные международные научные издания Nature и Science и ряд российских СМИ.

Космический аппарат SOHO, запущенный в 1995 году, при помощи прибора SWAN наблюдал экзосферу Земли (или, как ее еще называют, геокорону), состоящую преимущественно из атомарного водорода. Точнее говоря, наблюдение велось за УФ-излучением, приходящим от Солнца и рассеянным на атомах водорода геокороны, то есть за отраженным светом. По интенсивности этого отраженного излучения можно судить о количестве атомов водорода, находящихся в экзосфере. Мы проанализировали данные наблюдений инструмента SWAN и пришли к выводу, что излучение геокороны простирается на расстояния порядка 100 радиусов Земли или около 640 тысяч километров, что гораздо дальше орбиты Луны (60 радиусов Земли или 380 тысяч км), и существенно превышает имеющиеся ранние оценки. Из этого можно сделать образное заключение, что Луна пролетает сквозь земную атмосферу.

Работа велась около года в тесном сотрудничестве с французскими коллегами, которые предоставили данные наблюдений инструмента SWAN. Это исследование важно для будущих УФ-обсерваторий, находящихся в космосе вблизи Земли или на поверхности Луны, так как их наблюдениям будет «мешать» окружающее излучение геокороны (его необходимо учитывать при анализе данных).

@Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Также результаты нашей работы будут полезными при изучении экзопланет и поиске среди них возможных «двойников Земли». Ведь наличие обширной геокороны может служить признаком того, что в атмосфере планеты есть водяной пар, как мы наблюдаем это на Земле, Венере и Марсе.

Об особенностях изучения космоса и престиже работы ученого

Отличительная особенность космических исследований – ограниченное количество данных наблюдений. Нельзя просто взять и в один момент провести наблюдения какой-либо характеристики в интересной тебе точке космического пространства. Для этого необходимо спланировать и реализовать целую космическую миссию, которая требует колоссальных денег и много времени на подготовку. Поэтому чаще всего космические миссии проектируют и реализуют коллаборации ученых из разных стран (что дает исследователям возможность обмениваться опытом).

В целом, планирование космических миссий и построение теоретических моделей наблюдаемых физических эффектов требуют глубокого понимания физики и много воображения, что кажется мне достаточным стимулом для того, чтобы этим заниматься. К тому же космос всегда казался мне загадочным: он таит множество секретов, которые ждут, чтобы их раскрыли.

Несмотря на перспективность изучения космоса или других научных исследований, работа ученого непопулярна. Думаю, что во многом это связано с уровнем зарплаты, которая у исследователей часто ниже, чем у сотрудников банков, страховых компаний и т.п. Достаточно трудно изменить общественное мнение и заставить молодых людей работать в науке «за идею» – им нужна достойная оплата труда.

@Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Популяризаторская работа также очень важна – необходимо проводить ознакомительные лекции, чтобы увлекать школьников и студентов. То есть чтобы вернуть былой престиж профессии ученого, необходимо закладывать соответствующий фундамент еще в школе. Учителя и преподаватели вузов должны уметь заинтересовать своим предметом.

О факультете физики Вышки и своих студентах

Уже два с половиной года я преподаю в Вышке. Я пришел на только открывшийся факультет физики одновременно с профессором В. В. Измоденовым. Его пригласили читать лекции по механике для первокурсников, а я, в свою очередь, начал вести у них семинарские занятия.

Мне нравится работать в НИУ ВШЭ. И я, без сомнения, рекомендовал бы школьникам выбирать факультет физики этого университета.

В Вышке будущие физики получают фундаментальное образование и естественным образом вливаются в научную деятельность благодаря сотрудничеству факультета с научно-исследовательскими институтами

Первокурсники на факультете физики – сильные, с хорошей подготовкой, и, самое главное, у них есть желание учиться.

Кроме жажды к познанию для любого физика-исследователя, по моему мнению, важны такие качества, как кропотливость, настойчивость, нежелание принимать все на веру и много воображения.

Факультет физики был основан в Высшей школе экономики в октябре 2016 года. В августе 2017-го состоялся первый набор абитуриентов. На факультете работают шесть базовых кафедр ведущих Институтов Отделения физических наук РАН. Абитуриентов принимают на бакалаврскую и магистерскую программы «Физика».